Положение о наставничестве МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Калуги Калуга 2015 Положение о наставничестве в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Калуги 1. Общие положения 1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, Tio которой они не имеют опыта работы. Кандидатура молодого специалиста дЯя закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества 1.2.Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. 1.3.Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.4. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Целью школьного наставничества в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении. 2.2. Основными задачами школьного наставничества являются; - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в школе; - ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 3.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. 3.4.Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. 3.5.Наставник может иметь одновременно не более двух молодых учителей. 3.6. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 3.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность. 3.8. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников: - молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; - учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 3.9. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу молодого специалиста или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 3.11. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующих выплат МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Калуги. 4. Обязанности наставника: - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; - изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности; - знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); - проводить необходимое обучение; - контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым учителем учебных занятий и внеклассных мероприятий; - оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией практическими приемами и способами качественного проведения занятий; - выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; - вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. - оказывать помощь при оформлении документации 5. Права наставника: - с согласия заместителя директора по УВР (председателя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы; - требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. - вносить предложения о направлении на курсьрповышения квалификации 6. Обязанности молодого специалиста. В период наставничества молодой специалист обязан: - изучать Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - Ф З от 12.12.2012г., нормативные акты, материалы по ФГОС НОО и ФГОС ООО, ФГОС СОО, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объединения. 7. Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: - вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; - повышать квалификацию удобным для себя способом, в том числе в форме самообразования; - защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики; - требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 8.2. Заместитель директора по УВР обязан: - представить назначенного молодого специалиста учителям школы. объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; - посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в школе; - определить меры поощрения наставников. 8.3. Руководитель методического объединения обязан: - рассматривать на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника; - проводить инструктаж наставников и молодых учителей; - обеспечивать возможность осуществления наставником своих обязанностей - осуществлять систематический контроль работы наставника; - заслушивать на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представлять их заместителю директора по У BP. 9. Документы, регламентирующие наставничество. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Калуги об организации наставничества; - планы работы методических объединений; - протоколы заседаний методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;