1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от 28.08.2020г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы № 76/01-02 от 28.08.2020г. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Составитель: Аникин Александр Львович Должность: учитель физической культуры Продолжительность освоения программы: 1 год (108 часов). Возраст учащихся: 12-17 лет. Калуга, 2020 год 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы «Волейбол» Автор программы, должность Аникин Александр Львович, учитель физической культуры Адрес реализации программы Вид программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги, Калужская обл, Калуга г, Молодежная ул, дом 5 по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – оздоровительная Направленность спортивная Вид деятельности волейбол Срок реализации программы 1 года (108 часов) Возраст детей от 12 до 17 лет Форма реализации программы групповая Форма организации объединение образовательной деятельности Название объединения «Волейбол» 2 РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; 8.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 мая 2015 года № 1499; 9.Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения. Програма рассчитана на 3 часа в неделю. 3 В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы – углублѐнное изучение спортивной игры волейбол. Основными задачами программы являются: -укрепление здоровья; -содействие правильному физическому развитию; -приобретение необходимых теоретических знаний; -овладение основными приемами техники и тактики игры; -воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; -привитие ученикам организаторских навыков; -повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; -подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу. Направленность программы: спортивная Уровни освоения программы: оздоровительный (базовый) Вид программы: модифицированная. Актуальность программы заключается в соответствии современным социальным запросам детей и их родителей: 3 - актуальной задачей сегодняшнего дня является организация свободного времени детей, создание благоприятных условий для развития личности ребѐнка; - увеличение двигательной активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка: - программа выполняет социальный заказ родителей и общества. Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения является соединение акробатических упражнений с танцевальными элементами. Программный материал составлен с учетом возрастных особенностей детей и уровня первоначальной подготовки. Педагогическая целесообразность и особенности программы состоит в том, чтобы при помощи синтеза современных педагогических технологий и собственного педагогического опыта укрепить здоровье, развить физические и творческие способности учащегося. Адресат программы Возраст учащихся: - учащиеся 12 - 17 лет Особенности организации образовательного процесса Форма организации образовательной деятельности: объединение. Название объединения: спортивное объединение школы №12. Условия формирования групп: группы Состав группы: постоянный. Особенности набора: свободный. Объѐм программы: 1 года (108 часов) Режим занятий: 108 часов в год - 2 раза в неделю. Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная. Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные. Формы проведения занятий: теоретические занятия, практическое занятие, соревнование, занятие-игра. Цель программы: укрепление здоровья учащихся, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, привлечение детей к самостоятельным занятиям физической культуры и спортом. 4 Основные задачи: Обучающие: - Ознакомить с историей создания игры волейбол; - Обучить правилам игры волейбол; - обучить детей мыслить, слушать и слышать педагога; Развивающие: - развивать двигательные способности – координацию движений игровую выносливость; - формирование различных двигательных навыков, умений; - укрепление мышечного корсета; - развивать психические процессы – память представление мышление; - развить уверенность в себе; - сохранение и укрепления здоровья, развитие способностей, интереса учащегося. Воспитательные: - воспитать трудолюбие, самодисциплину; - формирование волевых качеств; - формирование позитивной мотивации, потребности к физической деятельности. Отличительной особенностью данной программы является анализирование своих физических качеств для выбора дальнейшей спортивной специализации. Урок состоит из общефизических и специальных упражнений. 5 1.2 Содержание программы УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первого года обучения) № Тема Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводный урок. Правила техники безопасности. 1 1 - 2. Общие сведения о волейболе 1 1 - 3. специальные упражнения 24 - 24 4. общеразвивающие упражнения 24 - 24 5. Влияние физических упражнений на организм 16 16 - занимающихся волейболом 6. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма 6 - 6 7. Контрольный урок 2 - 2 8. Основы методики обучения в волейболе 20 - 20 9. Правила соревнований, их организация и 4 - 4 10 - 10 108 18 90 проведение 10. Контрольные игры ИТОГО: 5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения) Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности (2 часа). Теория: знакомство с учащимися. Объяснение учащимся техники безопасности во время урока, как нужно себя вести во время игры, во время чрезвычайных ситуациях(пожар, гололед, наводнение, сильный ветер). Формы работы: беседа, объяснение. Формы контроля: опрос. Тема 2. Общие сведения об игре волейбол (1 час). Теория: что такое игра волейбол, как она появилась, истории создания. Формы работы: беседа, объяснение. Формы контроля: опрос. Тема 3. Перемещения и стойки. Прием сверху снизу двумя руками. (7 часов). Практика: техники верхней передачи. Мяч подлетает на 3 м вверх, руки находятся у лба, образуя треугольник. Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения. Формы контроля: игра. Тема 4. Прием снизу двумя руками. Прием наброшенного мяча партнером – на месте и после перемещения., в парах, направляя мяч веред вверх. (4 часа). Практика: В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближен Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения. Формы контроля: игра. Тема 5. 1 Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача (16 часов). Практика: Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре: на месте вперед-вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком 9 с последующим поворотом к мячу. Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения. Формы контроля: контрольный урок. Тема 6. Техника подачи. (21 час) Практика: Подача производится на партнера, который занимает различные места на площадке по отношению к сетке . Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения. Формы контроля: самостоятельная работа. Тема 7. 2 Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага. (20 часов). Практика: Длина разбега 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения. Формы контроля: соревнование - игра. 1.3 Планируемые результаты. Первый год обучения. Учащиеся знают: • основные • правила игры волейбол; • соблюдение правил безопасности на занятиях. понятия: прием мяча, стойка, перемещение, подача; Учащиеся умеют: • правильно координировать движения и ориентироваться на волейбольной площадке; • выполнять передачу, приѐм, подачу мяча; • выполнять упражнения самостоятельно 9 РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены, (1. «Рабочая программа».) 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Для успешного освоения программы детьми необходимы следующие условия и материальные обеспечения: - спортивный класс; - волейбольные мячи; - аудио- и видеоаппаратура. 2.3 Формы контроля знаний Текущий контроль; Промежуточный контроль (1раз в год); Итоговый контроль. Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания, открытые занятия, участие в соревнованиях. Итоги обучения по каждой теме, разделу программы подводятся на контрольных и открытых занятиях. Каждый год обучения завершается сдачей зачетов и выступлениями на соревнованиях. 2.4. Система отслеживания и оценки результатов обучения: - опрос по пройденному материалу - контрольные игры - соревнования. 2.5. Методическое обеспечение программы Формой занятий является учебное занятие, который включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части изучается терминология волейбольных элементов, которая закрепляется на практических занятиях. 10 Подведения итогов по каждой теме или разделу проводится в форме контрольной игры,соревнований. 2.6. Управляемость программы 2.6.1. В современных условиях программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов на платформах для проведения онлайн-занятий Zoom и Discord, а также в Skype, социальных сетях и с помощью электронной почты. 2.6.2. Учащиеся могут быть сформированы в группы одного возраста или разных возрастных категорий. 2.6.3. В рамках программы проводят как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом объединения). 2.6.4. При реализации программы при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители (законные представители). 2.6.5. В рамках программы педагог может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных представителей). 2.6.6. Реализация программы может сопровождаться созданием уникальных модулей и частей инфраструктуры в зависимости от профиля и возможностей образовательной организации. 10 Список литературы 1. А.Г.Айриянц «Волейбол». Учеб. для физ. ин-ов. Изд. 2-е, доп. М.: «Физкультура и спорт», 1976230с. 2.Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры. М.: Просвещение, 1990. 3.Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000.-368с. 4. Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.- 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.- 144с. 5.Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник для вузов.- 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с. 6 . Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие.- Ростов, 1975. 7.Васильев В.В. Физиология человека.- М.: физкультура и спорт, 1977. 8. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2000. 9.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с. 10. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988. 11 Приложение Классификация упражнений: Все учащиеся проходят индивидуальную подготовку, которая в дальнейшем используется в парных и групповых упражнениях. Большинство индивидуальных упражнений. Передача и приѐм мяча Передача и приѐм мяча – Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно обхватывают мяч, образующие своеобразную воронку (момент приема). Основная нагрузка при передаче падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичном движении пальцев мячу придается нужное направление. Приѐм передача мяча снизу. Приѐм передача мяча снизу - Прием мяча производится на предплечье лучезапястных суставов. Очень важно, чтобы руки в момент приема мяча не сгибались в локтях. Чем больше скорость полета мяча, тем меньше встречное движение рук. 18