Туристско-краеведческая направленность Моя Калуга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом

приказом директора

протокол № 1 от «28» августа 2020г.

№76/01-02 от «28» августа 2020 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Моя Калуга»

Составитель: Зверькова Нина Сергеевна.
Должность: учитель истории и обществознания

Продолжительность освоения программы:1 год (144 часа)
Возраст учащихся: 11-15 лет

Калуга, 2020 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ФИО автора
программы,
должность,
квалификационная
категория
2. Название
программы
3. Тип программы
4. Направленность
программы
5. Где утверждена
6. Срок реализации
7. Среднее количество
часов реализации в
год
8. Уровень реализации
9. Ориентация на
категорию учащихся
10. Направление
деятельности в
рамках реализации
программы
11. Уровень усвоения
12. Цель программы и
основное содержание
1.

Зверькова Нина Сергеевна, учитель истории и
обществознания

«Моя Калуга»
Модифицированная
Туристско-краеведческая
Педагогический совет
2 года
144 часа
Основное общее образование
Нет ориентации
Музееведение, историко-краеведческая деятельность

Общекультурный
Способствовать
формированию
гражданского,
патриотического
сознания учащихся посредством
повышения
интереса обучающихся к культурному
наследию, историческому прошлому и настоящему
Калужского края на основе познавательной, практической и
исследовательской деятельности.
Коммуникативные, информационные, общекультурные

13. Основные
компетенции,
формируемые у
детей.
Школьники в возрасте 11-15лет
14. Характеристика
детей
15. Способ
освоения Репродуктивный, занимательный, творческий
содержания
образования
МБОУ «СОШ №12 » г. Калуги.
16. Место реализации

Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовнонравственного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере
гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Данная образовательная программа направлена на формирование и развитие
личности ребѐнка, будущего гражданина – патриота своей страны.
Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся
знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданско–

патриотических качеств личности. Оно раскрывает учащимся и помогает уяснить
неразрывную связь, единства истории родного края с историей, жизнью нашей страны,
почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать
достойным наследником лучших традиций родного края.
Достоинством программы является комплексный подход к краеведению. В
процессе обучения воспитанники приобретают навыки историко-краеведческой,
этнографической, поисково-исследовательской, культурологической, архивной работы и
музейного дела. Реализация данной программы помогает юным краеведам в изучении
предметов естественно – научного и гуманитарного циклов, а также служит для
установления межпредметных связей.
Актуальность программы. Данная программа направлена на то чтобы выявить и
проверить на практике совокупность организационно-педагогических условий по
созданию обновленной системы патриотического воспитания школьников на
краеведческой основе на современном этапе.
Новизна данной программы заключается в том, что в еѐ основу положена
обучающая, поисковая, собирательская и исследовательская деятельность учащихся на
базе школьного краеведения. Важной составляющей этого процесса являются
преемственность школьного и дополнительного образования: использование знаний и
умений, полученных при работе в объединении на уроках гуманитарного цикла, классных
часах и т.д. Так же новизна заключается в комплексном подходе к изучению истории
родного края - с древнейших времѐн и до наших дней, соотнесение его развития с
историей Калужского края и России.
На основании концепции патриотического воспитания и создания условий для
инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности
по формированию патриотического сознания граждан в ходе реализации программы на
базе учебного заведения создаются молодежные историко-краеведческие неформальные
объединения, школьные музеи.
Для патриотического и гражданского воспитания наиболее оптимальным является
подростковый возраст, т.к. это пора самоутверждения, активного формирования
социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель программы: Способствовать формированию гражданского, патриотического
сознания учащихся посредством повышения интереса обучающихся к культурному
наследию, историческому прошлому и настоящему Калужского края на основе
познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
1. Развивать индивидуальные качества, способности и специализированные навыки
краеведа-исследователя.
2. Развивать самостоятельность и познавательную активность при исследовании
различного рода источников информации.
3. Привлекать
учащихся
к
познавательной,
поисково-исследовательской
деятельности;
научить детей анализировать исторические события через воспитательную систему
краеведения.
4. Развивать память, логическое и аналитическое мышление, умения делать
обобщения и выводы.
Обучающие:
1.
Формировать у детей интерес к изучению истории, быта и культуры родного
края, к изучению его традиций; навыков и умений в применении полученных
знаний на практике.

2. Учить учащихся собирать и обрабатывать краеведческий, поисковый материал для
дальнейшего использования в образовательном процессе и историко-краеведческой
деятельности.
3. Формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской
деятельности,
подготовки
к
публичному
представлению
результатов
краеведческого исследования.
Воспитательные:
1. Создать условия для гражданского становления, военно-патриотического, духовно
– нравственного воспитания детей.
2. Воспитывать бережное отношение к природному, историческому и культурному
наследию, сохранение исторической памяти.
3. Развивать коммуникативные навыки, умения строить взаимоотношения на уровне
взаимоуважения и делового партнерства
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Особенности программы
Программа «Моя Калуга» рассчитана на детей 11-15 лет. Программа составлена с учѐтом
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические
особенности учащихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым
из них, темпы прохождения образовательного маршрута. Условия набора детей в
коллектив по желанию. Наполняемость в группах составляет — 14-15 человек. Занятия
проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения – по 144 часа в
год.
Режим обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа.
Принципы построения программы:










единства воспитания и обучения;
научности и доступности;
системности и последовательности;
результативности;
целесообразности;
заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
совместной деятельности обучающихся;
творческого отношения к делу;
добровольного участия детей и взрослых в деятельности объединения
Особенности организации занятий

Занятия редко проходят в учебном кабинете. Это может быть школьный музей,
музеи города, архив, библиотека
и т.п. Стимулирование самостоятельности,
ответственности, стремление к поиску творческих решений, нужной информации,
применение современных образовательных технологий, особенно ИКТ, позволяют
формировать универсальные учебные действия. Эту же задачу решают и поисковоисследовательский метод, метод проблемного обучения.
В процессе работы по программе подростки вовлекаются в познавательную,
эстетическую, коммуникативную деятельность, в ходе которых формируется духовно-

нравственный идеал у школьников, категории добра, чести, совести, справедливости,
ответственности.
Использование
краеведческого
материала,
высвечивание
положительных моментов в истории, в деяниях великих людей и простых тружеников, в
национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.
Программа курса предполагает не только «информативное» знакомство с
образовательной программой, но и в значительно большей мере – « коммуникативно –
деятельностное » освоение материала. Через постановку и решение исследовательских
задач, конкретных мировоззренческих проблем, участие в очных или заочных
(виртуальных) экскурсиях, патриотических акциях, приобщение к работе объединения
родителей и других членов семьи способствует развитию эмоционально-ценностного
отношения к истории своего края, семье, дому, улице и т.п. – всему, что вмещают в себя
понятия «малая родина» и «отечество».
Помогут окунуться в историю, почувствовать ее реальность встречи с ветеранами
войны, учителями-ветеранами, старожилами города, интересными людьми, участие в
поиске музейных экспонатов самими школьниками.
Формы проведения занятий:
 эвристическая беседа, демонстрация;
 экскурсии;
 практическое занятие, викторина, консультация;
 встречи с участниками исторических событий.
Прогнозируемый конечный результат:
 дети познакомятся с традициями, историей, бытом, культурой родного края;
 научатся собирать краеведческий, поисковый материал и использовать в
историко-краеведческой деятельности;
 у детей сформируются навыки публичного представления результатов
краеведческого исследования;
 у детей сформируются коммуникативные навыки;
 у учащихся сформируются навыки работы с различными источниками
информации
 расширится кругозор и познавательный интерес воспитанников.
Усвоение программы возможно по трѐм уровням: высокий, средний, низкий

К концу 1 года обучения:
УРОВНИ
Низкий

Средний

ЗНАЮТ
- правила техники безопасности
на занятиях по краеведению
- правила поведения в
общественных местах;
- история музейного дела в
России
- правила техники
безопасности на занятиях по
краеведению
- историю музейного дела в
России
- Основы теории и организации
музейного дела

УМЕЮТ
- умеют слушать и слышать друг
друга;
- умеют, с помощью педагога,
провести экскурсию в школьном
музее
- умеют работать в группе;
- умеют слушать и слышать друг
друга;
- умеют работать с фондами
школьного музея
- умеют составить и провести
экскурсию в школьном музее

Высокий

- правила техники
безопасности на занятиях по
краеведению
- историю музейного дела в
России
- основы теории и организации
музейного дела
- основы экспозиционной
работы

- находят и используют
дополнительную информацию о
родном крае;
- работают с историческими
документами;
- самостоятельно или в группе
собирают краеведческий материал
для творческой работы;
- оформляют материалы, создают
экспозиции;
- умеют работать в группе;
- умеют слушать и слышать друг
друга;
-умеют радоваться своим успехам
и успехам товарищей

К концу 2 года обучения:
УРОВНИ
Низкий

Средний

ЗНАЮТ
- правила техники безопасности
на занятиях по краеведению
- возраст города Калуги и
Калужской области
происхождение его названия,
- природные особенности
родного края;
- название некоторых улиц в
честь калужан;
- правила поведения в
общественных местах;
- имена и достижения
знаменитых земляков;
- имена героев-калужан ВОв
- правила техники
безопасности на занятиях по
краеведению
- возраст города Калуги и
Калужской области,
происхождение его названия,
историю символики;
- природные особенности
родного края;
- название улиц названных в
честь калужан и их
расположение;
- правила поведения в
общественных местах;

УМЕЮТ
- находить и использовать
дополнительную информацию о
родном крае;
- оформлять материалы;
- умеют слушать и слышать друг
друга;
- умеют, провести экскурсию в
школьном музее

- находят и используют
дополнительную информацию о
родном крае;
- работают с историческими
документами;
- самостоятельно собирают
краеведческий материал для
творческой работы;
- оформляют материалы,
самостоятельно составляют и
проводят экскурсии по
школьному музею
- умеют работать в группе;
- умеют слушать и слышать друг

Высокий

- архитектурные памятники
города,
- имена героев-калужан ВОв;

друга;

-возраст города Калуги и
Калужской области,
происхождение его названия,
историю символики;
- этапы развития города
-основные исторические
события, происходящие на
территории Калуги и
Калужской области;
- название улиц названных в
честь калужан и их
расположение;
- архитектурные, скульптурные
памятники города,
- имена и достижения
знаменитых земляков;
- имена героев калужан Вов;

- находят и используют
дополнительную информацию о
родном крае;
- работают с историческими
документами;
- самостоятельно или в группе
собирают краеведческий материал
для творческой работы;
- оформляют материалы, создают
экспозиции;
-самостоятельно составляют и
проводят экскурсии по
школьному музею и улицам
города
- умеют работать в группе;
- умеют слушать и слышать друг
друга;
-умеют радоваться своим успехам
и успехам товарищей

Личностными результатами освоения программы являются:
•
сформированность любви к своему краю, уважение культуры и традиций народов
России;
•
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать
себя и свои
достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
•
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса – занятия,
познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями.
Метапредметными результатами являются:
•
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,
оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения;
•
аргументировать свою точку зрения;
•
формирование приѐмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска
и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание
информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т. д.;
•
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

•

умение выступать перед аудиторией

Предметными результатами являются:
•
наличие представлений об основных событиях, происходящих на территории
Калуги и Калужской области;
•
наличие представлений об экскурсионном деле.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
№

Тема

Всего
часов

Теори Практ
я
ика

2

2

История музейного
дела.

3

Основы теории и
организации
музейного дела.

4

Сущность и
специфические
особенности
Школьного музея.

4

6

6

2

2

2

2

2

Беседа, лекция
Экскурсии.

Викторина.
Тест.

4

Беседа, лекция
экскурсии.

4

Беседа, лекция.
Экскурсии
«Деловая игра».

Выступление с
сообщением.

6

Беседа, лекция
Экскурсия.

Вычерчивание
Соответствующ
их схем.

Фонды музея.
5

6

8
Собирательская
(поисковая)
работа.

20

2

4

16

Учет и хранение
фондов.
7

8

Экспозиционная
работа.

Форма
подведения
итогов по теме

Беседа по
ТБДПБ. ПДД.
Задачи курса

Вводное занятие.
1

Форма
проведения
занятий

12

4

8

14

4

10

Самостоятельная Оформление
собранною
работа
материала.
Исследовательского типа.
Лекция
Проведение
Самостоятельная инвентаризации
работа
коллекции.
исследовательск
ого типа.

Экскурсии.
Составление

Составление
экспозиции

проекта музея.

9

10

10.1

10.2
10.3

10.4

10.5
10.6

10.7

11

Культурномассовая и
политиковоспитательная
работа.
Подготовка
музейной
экскурсии.
Экскурсия как одна
из форм
образовательной и
культурнопросветительной
работы.
Тема и цель
экскурсии
Технология
разработки
экскурсии
Отбор экспонатов и
составление
маршрута.
Работа над
содержанием
экскурсии.
Экскурсионные
методы и приемы.
Дальнейшее
совершенствование
экскурсии и
мастерства
экскурсовода.
Подготовка и
проведение
экскурсий в музее,
по городу и
памятным местам.
Всего

12

4

8

42

10

32

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

1

3

18

4

14

4

2

2

4

1

3

16

4

12

144

40

104

музея.

Экскурсии,
лекции,
конференции.

Лекция. Обзор.
Защита проекта.
Беседа.
Проведение
Самостоятельная экскурсии.
работа исследовательского
типа, «Деловая
игра»,
практикум.

Беседа.
Проведение
Самостоятельная экскурсий.
работа
поискового типа.
Экскурсии.

Краткое содержание тем
1.Вводное занятие.
•
Беседа по ТБ, ПДД, ППБ.
•
Задачи
курса.
Обзор-презентация
основных
разделов
программы.
Характеристика особенностей форм занятий и видов деятельности. Экспресс-опрос «Знаю
ли я город, в котором живу».
2.История музейного дела в России. (4 ч)

•
Начало коллекционирования древностей. Петр 1 и его Кунсткамера. Эрмитаж.
Помещичьи собрания памятников искусств и древности в 18-19 вв. Научные общества и
музеи в 19 в.
•
Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и
методики музейного дела. Музеи в советское время. Ведущие музеи страны.
Практические занятия.
•
Знакомство по литературе, кино-фотоматериалам, в ходе экскурсий с крупными
музеями страны; беседа с сотрудниками местных музеев об истории музеев,
формировании их коллекций; проведение викторины по музеям нашей страны.

З. Основы теории и организации музейного дела.(6ч)
•
Общественно научная сущность музея. Социальные функции музея. Музей и
краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип
тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и
взаимосвязь всех видов музейной деятельности.
•
Практические занятия. Знакомство с местными музеями. Экскурсии по
экспозиции, встречи с работниками музеев.
4. Сущность и специфические особенности школьного музея. (6 ч)
•
Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Школьный музей и
другие формы внеклассной работы. Прямая связь деятельности музей и туристскокраеведческой работы в школе. Особенности в использовании музейных форм работы.
Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность
экспозиции.
•
Практические занятия. Знакомство с организацией и содержанием туристскокраеведческой работы в школе, с организацией /тематикой и основными направлениями
деятельности школьного музея; посещение с той же целью соседних школьных музеев.
5. Фонды музея.(8 ч)
•
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных
знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научновспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы.
Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное
определение, классификация и систематизация музейных предметов. Организация
фондовой работы в школе.
•
Практические занятия. Знакомство с составом и структурой фондов школьного
музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации типовых
предметов с использованием составленных схем, определителей и каталогов музейных
коллекций.
6. Собирательская (поисковая) работа.(20 ч)
•
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея с содержанием
массовых туристско-краеведческих мероприятий. Основные формы: походы, текущее
комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая
подготовка поиска. Методика и фиксация материалов. Оформление задания.
•
Практические занятия.
•
Разработка и проведение поиска по конкретной теме с использованием форм
текущего комплектования
7. Учет и хранение фондов.(12 ч)

•
Задачи учетно-хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и
выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание
предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности
предметов в экспозиции и фондах.
•
Практические занятия.
•
Проведение инвентаризации шифровки и научной обработки собранной коллекции.

8 . Экспозиционная работа. (14 ч)
•
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематикохронологический метод - основной метод построения экспозиции. Роль и место
подлинных и научно вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок
создания экспозиции; изучение и отбор материалов, Составление тематике экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и
утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов
оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная вставка. Вставка - передвижка
и еѐ особенности.
•
Практические занятия. Анализ содержания, приемов построения и оформления
экспозиции школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и
построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с последовательной
обработкой этапов и приемов экспозиционной работы; создание параллельно выставкипередвижки.
9. Культурно-массовая и политико-воспитательная работа на базе школьного
музея.(12 ч)
•
Основные требования: идейно-теоретический и методический уровень,
комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний
участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные
формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, литературноисторические композиции, викторины и конкурсы.
•
Практические занятия. Знакомство с постановкой массовой работы школьного
музея, участие в проведение нескольких плановых мероприятий; самостоятельная
подготовка и проведение одного массового мероприятия с использованием созданной
выставки.
10. Подготовка музейной экскурсии. Основные признаки подготовки и проведения
экскурсий в школьном музее. (42 ч)
10.1. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной
работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики:
целенаправленность тематичность, научность,
•
Логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и
конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со
структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной работы и культурно-массовой
работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов.
Пути использования экскурсий в учебной, политико-воспитательной и культурнопросветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном
музее.
•
Практические занятия. Прослушивание тем экскурсий разных типов, встреча с
руководителем и экскурсоводами музея; прослушивание экскурсий по разным темам;
составление своего варианта тематики экскурсий.

10.2. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии.
Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее
определяющая роль в разработке экскурсии.
•
Практические занятия Распределение нескольких экскурсионных тем между
учащимися и прослушивание тем этих экскурсий в музее; составление примерного плана
каждой экскурсии, определение целеустановки.
10.3. Технология разработки экскурсии. Изучение темы экскурсии. Составление
библиографии по теме экскурсий. Порядок изучения литературы, источников и
экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение
отдельных цифр, цитат, стихотворений, выдержек из документов. Работа с мемуарной
литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами.
Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их
истории и содержания.
•
Практические занятия (проводятся в библиотеке, фондах и экспозиции музея)
Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам в
соответствии с рекомендованной схемой; составление летописи основных событий и
картотеки экспонатов по каждой теме; запись полученных сведений на карточки
экспонатов и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных
событиях и экспонатах.
10.4. Отбор экспонатов и составление маршрута. Выделение подтем и отдельных
вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь.
Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в
экскурсиях разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.
•
Практические занятия. Окончательная формулировка и запись темы и цели
каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с
учетом тематического плана соответствующего раздела экспозиции; отбор экспонатов с
группировкой по подтемам и вопросам экскурсии, расстановка карточек экспонатов;
запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
10.5. Работа над содержанием экскурсии. Структура экскурсии. Вступительная
беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Обработка
маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой.
•
Определение содержание подтем и отдельных вопросов экскурсии применительно
к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания.
Полноценность раскрытия отдельных вопросов и учет времени. Логические переходы, их
варианты. Система выводов и обобщений в экскурсии. Заключительная беседа, ее
содержание и порядок проведения.
•
Практические
занятия.
Прослушивание
тематической
экскурсии
в
государственном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание
отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и
заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям; отработка
порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов;
формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам;
заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
10.6. Экскурсионные методы и приемы. Взаимодействие методов на экскурсии.
Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и
мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием
цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Моторный
метод, ограниченность его применения в музейной экскурсии. Обработка и сдача
экскурсии. Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой
проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой
конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или
индивидуальный текст экскурсии.

•
Практические занятия. Отработка на экспозиции методики проведения показа и
анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации, сравнение экспонатов,
констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий; составление
вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Индивидуальная и
коллективная обработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения каждой
экскурсии; составление текстов экскурсии; прослушивание и обсуждение всех
подготовительных экскурсий, проведение пробных групп.
10.7. Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода.
•
Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы.
Прослушивание
других
экскурсоводов-однотемников.
Учет
активности
и
заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки
экскурсии, форма методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии.
Школа юного экскурсовода. Конкурсы, взаимопрослушивания, рецензирование экскурсий
товарищей. Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским
экскурсионным бюро.
•
Практические занятия. Доработка и совершенствование экскурсий с учетом
замечаний и предложений комиссии, бесед с экскурсантами; составление методических
разработок; проведение взаимопрослушивания экскурсоводов с написанием письменных
рецензий, совещание однотемников; составление условий и программы конкурса
экскурсоводов музея; изучение восприятия экскурсантами проводимых экскурсий путем
анкетирования, наблюдения и устного опроса.

11. Подготовка и проведение экскурсий по городу и памятным местам. (16 ч)
•
История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской
экскурсии, их классификация. Памятники истории и культуры, их идейно-эмоциональное
воздействие, познавательное и воспитательное значение. Экскурсионные элементы в
походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
Особенности методики проведения городской экскурсии. Требования к маршруту. Роль
моторного метода. Приемы показа памятных мест, исторических объектов, произведений
искусства. Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии. Особенности
проведения экскурсии в пределах микрорайона.
•
Практические занятия. Прослушивание одной - двух городских экскурсий с
обсуждением и разбором специфических особенностей этих экскурсий; подготовка и
проведение экскурсии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения
№
п/п

Наименование разделов
(блоков)
Вводное занятие

1
1.1

1.2

Страницы истории
Калужского края.
История заселения
территории Калужского
края
Калужский край –
форпост юго-западных

Общее
кол-во
часов
2

В том числе
теори прак
я
тика
1
1

8

5

3

2

1

1

2

1

1

Форма
проведени
я занятий
Лекция,
тренинги по
командообр
азованию
Беседа,
презентации
работа с
картами,
просмотр

Форма
подведени
я итогов
Опрос

Викторина
Подготовка
и защита

1.3
1.4

2

рубежей государства
Московского
Города верхнего поочья
Гербы населенных
пунктов Калужской
области
Калуга историческая

2

2

2

1

1

34

14

20

2.1
2.2

Калуга - город музей
Герб, флаг и гимн города
Калуги

2
2

1
1

1
1

2.3

К истокам: Калуга в
событиях отечественной
истории. Этапы развития
города

2

1

1

2.4

Калуга-крепость

2

1

1

2.5
2.6

Великое стояние на Угре
«Смутное время» и Калуга

2
2

1
1

1
1

2.7

2.8

Отечественная война 1812
года сражение под
Малоярославцем
Калуга на рубеже 20 века

2

2

1

1

1

1

1

1

2.9

Участие калужан в
русско-японской войне
1904-1905 года.

2.10

Калуга в годы Великой
Отечественной войны.
Оккупация Калуги.

4

2

2

2.11

Освобождение города
Калуги в ходе
контрнаступления под
Москвой
Г.К. Жуков – маршал
Победы
Памятники города Калуги
Встреча с ветеранами
войны и воинской службы

2

1

1

2

1

1

2
2

1
-

1
2

2.12
2.13
2.14

2

видеофильм
ов.

проектов,
экскурсий

Лекция

Викторина

Лекция в
школьном
музее,
просмотр
презентации

Беседа,

Составление
и защита
презентации

Подготовка
и защита
проектов
экскурсий

самостоятел
ьная работа
поискового
типа,
просмотр
видеофильм
ов,
Проведение
виртуальная экскурсии в
школьном
экскурсия
музее
практически
е занятие по
отработке
культуры
речи

2.15

«Имена прославившие
Калугу и Калужский
край»

4

-

4

3

Калуга архитектурная

24

12

12

3.1

Начало плановой
застройки. Архитектура
XVIII в. Общественная и
жилая застройка.
Учебные заведения.
Выдающиеся калужские
архитекторы
П.Р.
Никитин и И.Д. Ясныгин.

6

4

2

3.2

Архитектура 1-й
половины XIX в.
Усадебное строительство.
Общественные постройки.

4

2

2

3.3

Архитектура 2-й половины
XIX в. начала XX века.
Стиль «модерн».

4

2

2

3.4

Архитектура XX в.
Довоенная застройка.

4

3.5

Архитектура XXв.
Послевоенная
застройка

4

3.6

Презентация проектов
«Калуга - город моей
мечты»

2

4

Калуга в лицах

18

10

8

4.1

Самоуправление
калужан: И.И.Борисов,
Билибины, И.В.
Торубаев, И.К. Ципулин,
С.Н.Блистанов
В.В.Архангельский т.д.

4

2

2

4.2

Калужские губернаторы

4

2

2

2

Конкурс
рефератов на
тему
Проведение
экскурсии в
школьном
музее и на
улицах
города

просмотр
видеофильмо
в, лекция,
самостоятель
ная работа
исследовательского
типа
практические
занятие по
отработке
культуры
речи

2

2

2

2

Лекция,
самостоятел
ьная работа
исследовательского
типа.

Составление
и проведение
экскурсии в
школьном
музее

4.3

Почетные граждане
Калуги

6

4

2

4.4

А. Чижевский - поэтфилософ художникфилософ

4

2

2

5
5.1

Калуга православная
Православные храмы
Калуги

20
4

10
2

10
2

5.2

Свято-Троицкий
кафедральный собор

4

2

2

5.3

Свято-Георгиевский собор

4

2

2

5.4

Храм Жен-Мироносиц;
Храм в честь Пророка,
предтечи и Крестителя
Господня Иоанна

4

2

2

5.5

Храм Покрова Пресвятой
Богородицы

4

2

2

6.

Калуга космическая

12

7

5

6.1

Калуга-Родина
космонавтики

2

2

6.2

Музей космоса в Калуге

2

2

6.3

К.Э.Циолковский основоположник
космонавтики Дорогой
К.Э. Циолковского

2

1

6.4

А.Л. Чижевский основоположник новой
научной отрасли –
космической авиации

4

6.5

Презентация творческих
проектов по теме
«Калуга космическая»

2

7.

Калуга литературная

4

2

2

7.1

Гоголь в Калуге, Россет-

2

1

1

2

1

Лекция,
встречи с
интересным
и людьми,
просмотр
презентации
виртуальная
экскурсия.

Лекция,
просмотр
презентация
практически
е занятие по
отработке
культуры
речи.

Составлени
е и защита
презентации
Подготовка
и защита
проектов
экскурсий
Проведение
экскурсии в
школьном
музее
Экскурсии
Проведение
экскурсии в
школьном
музее
Экскурсии

Презентаци
я
творческих
проектов по
теме

2

2

Лекция,
Беседа.

Подготовка
и защита
проектов

Смирнова
7.2

Г.Р. Державин

экскурсий
2

1

1

14

6

8

Б. Зайцев в Калуге
8

Образ города в
старинных зеркалах
музеев

8.1

Обзор музеев города
Калуги

4

2

2

8.2

Калужский краеведческий
музей

4

2

2

8.3

Калужский
художественный музей

4

2

2

8.4

Музей Боевой Славы

2

9

О чем рассказали
названия калужских
улиц
Итоговое занятие.

6

2
4

2

144

Лекция,
практические Экскурсии
занятие по
отработке
культуры
речи.

2

2

72

Виртуальная Подготовка
экскурсия.
и защита
проектов
экскурсий
Презентаци
я проектов
и др.
творческих
работ
учащихся:

72

Краткое содержание тем
Вводное занятие.


Ознакомление с содержанием программы.



Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий.



Самостоятельная работа учащихся: участие в тренингах по командообразованию.

1. Страницы истории Калужского края.


Образование Калужской губернии. Соотнесение истории прошлого и настоящего
Калужского края с развитием нашей страны.



Практические занятия.



Самостоятельная работа учащихся:в рамках этого раздела учащимися ведутся
исследования разного масштаба – изучение отдельных наиболее ярких и
малоизвестных исторических событий и воссоздание общей истории родного края
на примере жизни и деятельности выдающихся уроженцев Калужского края.

2. Калуга историческая
2.1. Калуга - город музей
2.2.Герб, флаг и гимн города Калуги
2.3. К истокам. Калуга в событиях отечественной истории. Этапы развития города
2.4. Калуга-крепость
2.5. «Великое стояние на реке Угре».
2.6.События смутного времени.
2.7. Отечественная война 1812 года сражение под Малоярославцем
2.8. Калуга на рубеже 20 века
2.9. Участие калужан в русско-японской войне 1904-1905 года.
2.10. Калуга в годы Великой Отечественной войны. Оккупация Калуги. Калуга в
годы Великой Отечественной войны. Оккупация Калуги.
2.11.Освобождение города Калуги в ходе контрнаступления под Москвой.
2.12.Г.К. Жуков – маршал Победы.
2.13.Виртуальная экскурсия памятники города Калуги.
2.14.Встреча с ветеранами войны и воинской службы.
Практические занятия.
Самостоятельная работа учащихся:в рамках этого раздела учащимися ведутся
исследования разного масштаба Составление экскурсий по выбору учащихся; проверка
усвоенных знаний посредствам участия в краеведческой олимпиаде.
Экскурсия на территории Лаврентьевского монастыря.
Сбор и оформление материала по теме «История Калужского края и города Калуга».
Организация встреч с хранителями памяти, ветеранами Великой Отечественной, и труда.
Подготовка и защита проектов экскурсий
3. Калуга архитектурная.
3.1.Начало плановой застройки. Архитектура XVIII в.
3.2.Архитектура 1-й половины XIX в. Усадебное строительство. Общественные
постройки.

3.3.Архитектура 2-й половины XIX в. начала XX века. Стиль «модерн».
3.4.Архитектура XX в. Довоенная застройка
3.5.Архитектура XXв. Послевоенная застройка
3.6.Презентация проектов «Калуга - город моей мечты»
Знакомство с наиболее значимыми архитектурными постройками г. Калуги; Калужское
барокко. Палаты Макаровых. Палаты Коробовых. Московские ворота. Каменный мост.
Ансамбль присутственных мест. Регулярный парк. Жилая застройка. Дом Польман. Дом
Толстых. Дом Яновских. Купеческие дома по ул. Ленина. Учебные заведения (ул. Ленина,
д.79, здание художественной школы, - бывшая частная гимназия Саловой; здание
педуниверситета - бывшая Николаевская мужская гимназия).
. Архитектура 1-й половины XIX в.
Усадебное строительство. Усадьба Золотарева. Усадьба Билибина. Общественные
постройки. Дворянское собрание* Хлюстинские богоугодные заведения.
Архитектура 2-й половины XIX в.- начала XX века. Стиль «модерн»
Дом Теренина (ул.С. Перовской и Урицкого). Дом Унковского. Здание окружного суда.
Бывшее управление Сызрано-Вяземской железной дороги.
Архитектура XX в. Довоенная застройка. Здание железнодорожного
вокзала.
Стиль «модерн»: ул. Ленина, 64 (бывший магазин Домогацкого); «Детский мир» бывший дом Ракова; здание Дома учителя. Стиль «конструктивизм»: кинотеатр
«Центральный». Знакомство с выдающимися калужскими архитекторами

П.Р.

Никитиным и И.Д. Ясныгиным
Архитектура

XX

в.

Послевоенная

застройка.

Драматический

театр.

Музей

космонавтики. Сквер Мира. Площадь Победы. Памятник 600-летию Калуги.
Знакомство с выдающимися калужскими архитекторами

П.Р. Никитиным и И.Д.

Ясныгиным
Практические занятия.
Экскурсии в музее по темам выбранным уч-ся.
Презентация проектов «Калуга - город моей мечты»
Подготовка и защита проектов экскурсий
4.Калуга в лицах .
4.1.Самоуправление калужан: И.И.Борисов, Билибины, И.В. Торубаев, И.К.
Ципулин, С.Н.Блистанов В.В.Архангельский т.д.

4.2.Калужские губернаторы
4.3.Почетные граждане Калуги
Жизнь и деятельность наиболее известных и значимых людей г. Калуги, участников
местного самоуправления, городских губернаторов, почетных граждан города.
5. Калуга православная.


Православные храмы Калуги



Свято-Троицкий кафедральный собор



Свято-Георгиевский собор



Храм Жен-Мироносиц; Храм в честь Пророка, предтечи и Крестителя Господня
Иоанна



Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Знакомство с Православными храмами г. Калуги: Свято-Троицкий кафедральный собор;
Церковь Николая Чудотворца на Козинке; Церковь Георгия за Верхом (ул. Баумана);
Церковь Жен-Мироносиц (ул.Кирова); Храм Покрова на рву (ул. Марата); Церковь Петра
и Павла (на Пятницком кладбище); Церковь Спас-Преображения на глубоком (на
Смоленской горе); Храм Иоанна Предтечи (перекрѐсток улиц Кирова и Московской).
Описание чтимых икон Калужской земли и летопись чудес, происходящих по молитвам
перед иконами. Казанская икона Божией Матери в Казанской церкви г. Калуги. Икона
Божией Матери «Утоли Печали» в церкви Георгия «за верхом» в г. Калуге. Икона Божией
Матери «Всех скорбящих радость». Икона Космы и Дамиана. Икона Божией Матери
«Калуженская» в храме Рождества Богородицы на Калужке.
Практические занятия
Презентация проектов «Калуга - город моей мечты»
Подготовка и защита проектов экскурсий
6.

Калуга космическая.



Калуга-Родина космонавтики



Музей космоса в Калуге



К.Э.Циолковский - основоположник космонавтики Дорогой К.Э. Циолковского



А.Л. Чижевский - основоположник новой научной отрасли – космической
авиации



Презентация творческих проектов по теме «Калуга космическая»

Знакомство с Калугой как колыбелью космонавтики; Создание в Калуге мемориального
Дома-музея

КЭ.Циолковского

К.Э.Циолковского.
космонавтики
музея

истории

Дом,
62).

где

Открытие

сентября

1936

год).

Парк

им.

в

сквере

Мира

памятника

основоположнику

К.Э.Циолковскому

(1958

год).

Открытие

Государственного

космонавтики

работал

Улица

(19

ученый

Королѐва,

им.
и

К.Э.Циолковского

исследователь

Гагарина,

космонавта

(3

октября

А.Л.Чижевский
Королѐва.

1967

(ул.

год).

Московская

Монумент

в

честь

600-летия Калуги (1971 год)
Практические занятия.
Составление презентации и проведение виртуальной экскурсии в Государственный музей
истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
Знакомство с историей развития музея. экспозиций музея..Пропаганда научного наследия
великого русского ученого К.Э. Циолковского, достижений государства в изучении и
освоении космического пространства, активная работа по воспитанию подрастающего
поколения.
КЗ. Циолковский - основоположник космонавтики.
Виртуальная экскурсия в мемориальный Дом-музей КЗ. Циолковского
Биография

ученого.

аэродинамики.

Мечты

Воздухоплавание
о

самолѐте.

в

трудах

Творчество

КЭ.Циолковского.
КЭ.Циолковского

по

Проблемы
вопросам

ракетодинамики и космонавтики. Признание трудов КЭ.Циолковского официальной
наукой
Дорогой КЗ. Циолковского
Знакомство с историей ракетной техники. Воплощение мечты К.Э. Циолковского СП.
Королѐвым. Ракеты на службе науки, запуск первой в мире метеоракеты в 1951 году,
первый полѐт собак. Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Первый
полѐт человека в космос в 1961 году. Развитие мирового сотрудничества в исследовании и
освоении космоса
Знакомство с АЛ. Чижевским как основоположниомк новой научной отрасли космической
биологии
Биография ученого. А.Л. Чижевский - основоположник гелиобиологии. Дружеская и
научная связь А.Л. Чижевского и К.Э. Циолковского. Влияние космических факторов на
поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического
процесса
Практические занятия.

Презентация творческих проектов по теме «Калуга космическая».
Группы учащихся проводят презентацию своего творческого проекта, демонстрируя и
публично аргументируя отчетный материал о проделанной видео- и фотоработе
Экскурсия в музей АЛ. Чижевского

7. Калуга литературная.
7.1. Гоголь в Калуге, Россет-Смирнова
7.2. Г.Р. Державин, Б. Зайцев в Калуге
Знакомство с пребыванием Н.В. Гоголя в Калуге.Персонажи «Мѐртвых душ» «зарисовки с калужской натуры». Финал «ревизовра» и «калужский ревизор» Г.Р.
Державин.
Знакомство и переписка со А.О. Смирновой-Россет. Первая поездка Гоголя в Калугу
(1849 г.). Второй краткосрочный визит(1850 г.). Последнее пребывание в
Калуге(1851 г.). Персонажи «Мертвых душ» и «Ревизора» - «зарисовки с калужской
натуры». Финал «Ревизора» и «калужский ревизор» Г.Р. Державин.
Практические занятия.
Экскурсия «Гоголевские и державинские места Калуги»
Б. Зайцев в Калуге. Анализ рассказа «Атлантида». Экскурсия по Калуге Б.Зайцева
Рассказ «Атлантида» - самое «калужское» произведение в русской литературе
8. Образ города в старинных зеркалах музеев.
8.1.Обзор музеев города Калуги
8.2.Калужский краеведческий музей
8.3.Калужский художественный музей
8.4.Музей Боевой Славы
Знакомство с историей краеведческого и художественного музеев, зданий, коллекций.
Практические занятия
Экскурсии в краеведческий музей, экскурсия в музей боевой славы г. Калуги, экскурсия
в Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, экскурсия в
дом-музей Э.К. Циолковского
Презентация проектов и
историко-краеведческом музее»

др. творческих

работ учащихся: «Моя экспозиция в

9. О чем рассказали названия калужских улиц.
Из истории застройки Калуги. Улицы и переулки Калуги- «времен связующая нить»:
как появились калужские улицы. Куда вели улицы -дороги? Город мастеров: быт города и
его обывателей по названиям улиц. Бунтовщики и писатели в названиях улиц.
Что рассказал план Калуги о районе, в котором вы живете?
Виртуальная экскурсия
Пешеходная экскурсия по улицам города Калуги
Дидактическая игра - путешествие на местности «Бегущий город»
Презентация проектов и других творческих работ учащих

В

Методическое обеспечение
теоретическую основу программы положено

пособие

для

реализации

государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 гг.»
-

«Опыт

патриотического

воспитания

школьников

средствами

краеведческо–

туристической деятельности».
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой
темы;
беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, карт,
презентаций по теме.
Практический: работа с картами, иллюстрациями, фотографиями, предметами из
музейного фонда; выполнение детьми определенных исследовательских заданий
Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную
жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход;
Формы обучения:
- приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают
возникающие познавательные задачи;
- беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- самостоятельная работа с книгами;
- работа с иллюстрациями;
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

- экскурсии в музеи;
- подготовка и представление сообщений учащихся по изучаемой ими теме.
Технологии
Для успешной реализации программы используются следующие технологии:
Технология проблемного диалога. Детям не только сообщаются готовые знания, но и
организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают
что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Технология проблемного диалога обеспечивает достижение установленных результатов и
способствует повышению самостоятельности в поиске информации, повышению качества
УУД.
Технология коллективноговзаимообучения.
Автор технологии - А. Г. Ривин. Методики А. Г. Ривина имеют различные
названия:

«организованный

«коллективноевзаимообучение»,

диалог»,
«коллективный

«сочетательный
способ

обучения

(КСО),

диалог»,
«работа

учащихся в парах сменного состава».
«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет
плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Технология коллективной творческой деятельности.
Игорь Петрович Иванов писал: «Коллективно-творческое дело - это совместная
забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический
результат». Именно поэтому методика коллективной творческой деятельности является
основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и
организационно-содержательный алгоритм, названный автором «Педагогикой общей
заботы». Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими
составляющими: стратегией

«общей заботы об окружающем жизни», тактикой

«воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой
деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятельности».
Игровая технология.
Игровая форма в образовательном процессе создаѐтся при помощи игровых приѐмов и
ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию
творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к
коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует
практические навыки, развивает воображение.

Элементы здоровьесберегающей технологии являются необходимым условием
снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Информационно-коммуникационные

технологии

потенциал учащихся; способствует развитию речи,

активизируют

творческий

повышению качества знаний;

формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия
решения, работать со всеми видами информации и т.д.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование класса
Ученические
столы
двухместные
с
комплектом стульев
Стол учительский с тумбой и стулья
Стол для компьютера
Шкафы для дидактических материалов,
пособий.
Специальная
и
научно-популярная
литература для педагога и учащихся
Канцтовары
Анкеты

Информационное обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Видеофильмы о разных музеях
Оргтехника
Фотоаппарат
Видеокамера

Список литература для педагога:
1. Герасимов В. П. Огризко 3. А. Краеведческий музей и школа (Метод, пособие).- М,
1965.
2. Крейн А. 3. Рождение музея.- М., Сов. Россия, 1976 4.Строев К.Ф. Школьный
краеведческий музей.- Краеведение. М., Просвещение, 1974.
3. Финягина Н. П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой
работы.
4. Александров Ю. Н. Подготовка и проведения экскурсий: Метод. рекомендации
работы.- Музейное дело в СССР. - М.: Сов. Россия, 1975, с.3-18.
5. Шкурко А. И. Экскурсоводу школьного музея. Методические указания.- М.: 1973.
6. Единственная и неповторимая. Калуга в старых открытках. / Машковцев В.П. Москва: ОАО «Типография «Новости», 2006 – 288 с.
7. Калуга и калужане. / Фридгельм Е. - Калуга: Золотая аллея, 1989 – 160 с.
8. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. /
Малинин Д.И. - Калуга: Золотая аллея, 1992 – 272 с.
9. Туристские тропы Калужской области. / Сост. Зеленов В.С. - Тула: Приокское
книжное издательство, 1990 – 239 с.
Литература для родителей и обучающихся:
1.Алая лента. / Янкилевич М.Я. – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 184 с.
2.Изучай родной край. Краеведческое пособие. - Тула: Приокское книжное издательство,
1976 – 132 с.
3.Калужская энциклопедия. / Сост. Филимонов В.Я – Калуга: Издательство научной
литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2005 – 496 с.
4.Пусть удивится вам Россия. / Сост. Васильчиков С.А., и Волков В.А. - Москва:
Современник, 1984 – 431 сШкурко А. И. Экскурсоводу школьного музея. Методические
указания.- М.: 1973.
5.Элькин Г.Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М.: Просвещение,
1972.
6.Давыдов В.В. Проблемы развивающего образования. - М.,1986.
7.Кле М. Психология подростка. - М., 1991.
9.Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии.- М.: РОУД. 1996.
10.0гризко З.А. Руководство для актива школьных музеев. Методическое пособие. М.
1962

11.Шкурко А.И. Экскурсоводу школьного музея. Методические указания. М, 1973 г
12. Шкурко А.И. Подготовка экскурсовода школьного музея. Программа для внеклассной
и внешкольной работы. Министерство просвещения СССР.
13.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М, 1972 г
Вопросы экскурсионной работы. Сб. статей. Труды НИИ культуры, вып. 10, М., 1973 г.
14.Собирательская работа музеев. Сб. статей. Труды НИИ музееведения, вып. 16. М. 1966
15.Гусаркина А.В., О методических разработках экскурсий. Вопросы экскурсионной
работы музеев, М, 1965 г.
16.Жуковский А.С. Школьный музей революционной и боевой славы. Минск, 1973 г.
17..Злацен Н.Н. Подготовка новых экскурсий. Вопросы экскурсионной работы, М.. 1973
18.Козлова О.Т. Школьные экскурсии в музее по исторической экспозиции. М., 1940 г.
19.Лярский П.А., Пособие по краеведению. Минск, 1966 г.
20.Строев К.Ф. Краеведение. М, 1967 г.
Для самостоятельной работы родителей:
1.

Игнатьева В.Н., Музееведение. Советские музеи. (Учебное пособие). М., 1968 г.

2.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е., Экскурсионная работа по истории. М., 1965 г.

3. Суховская Н.В., Вопросы и методика экскурсий по истории города. Вопросы
экскурсионной работы музеев, М, 1965 г.
4. Сухомлинский В.А., Разговор с молодым директором школы. М., 1973 г.
5. Юньев И.С, Общие вопросы советского краеведения. Общие вопросы школьного
краеведения, М., 1971 г., стр. 1-19.
6.Музейное дело в СССР. Ежегодник. М., 1968 - 1973 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».