1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12» города Калуги
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28.08.2020г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора школы № 76/01-02
от 28.08.2020г.
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
Составитель: Аникин Александр Львович
Должность: учитель физической культуры
Продолжительность освоения программы: 1 год (108 часов).
Возраст учащихся: 12-17 лет.
Калуга, 2020 год
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы
«Волейбол»
Автор программы, должность
Аникин Александр Львович, учитель физической
культуры
Адрес реализации программы
Вид программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 12» города Калуги, Калужская обл, Калуга г,
Молодежная ул, дом 5
по степени авторства – модифицированная;
по уровню освоения – оздоровительная
Направленность
спортивная
Вид деятельности
волейбол
Срок реализации программы
1 года (108 часов)
Возраст детей
от 12 до 17 лет
Форма реализации программы
групповая
Форма организации
объединение
образовательной деятельности
Название объединения
«Волейбол»
2
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных
документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41"Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей;
8.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 мая 2015 года № 1499;
9.Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения.
Програма рассчитана на 3 часа в неделю.
3
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься
физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом
дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют
поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа
органично
вписывается
в
сложившуюся
систему
физического
воспитания
в
общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться,
меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по
волейболу различного масштаба.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию
многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углублѐнное изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
-укрепление здоровья;
-содействие правильному физическому развитию;
-приобретение необходимых теоретических знаний;
-овладение основными приемами техники и тактики игры;
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства
дружбы;
-привитие ученикам организаторских навыков;
-повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
-подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
Направленность программы: спортивная
Уровни освоения программы: оздоровительный (базовый)
Вид программы: модифицированная.
Актуальность программы заключается в соответствии современным социальным
запросам детей и их родителей:
3
- актуальной задачей сегодняшнего дня является организация свободного времени
детей, создание благоприятных условий для развития личности ребѐнка;
- увеличение двигательной активность детей, которая является мощным фактором
интеллектуального и эмоционального развития ребенка:
- программа выполняет социальный заказ родителей и общества.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения является соединение
акробатических упражнений с танцевальными элементами. Программный материал
составлен с
учетом
возрастных
особенностей
детей
и
уровня
первоначальной
подготовки.
Педагогическая целесообразность и особенности программы состоит
в
том,
чтобы при помощи синтеза современных педагогических технологий и собственного
педагогического опыта укрепить здоровье, развить физические и творческие способности
учащегося.
Адресат программы
Возраст учащихся:
- учащиеся 12 - 17 лет
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации образовательной деятельности: объединение.
Название объединения: спортивное объединение школы №12.
Условия формирования групп: группы
Состав группы: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Объѐм программы: 1 года (108 часов)
Режим занятий: 108 часов в год - 2 раза в неделю.
Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.
Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные.
Формы
проведения
занятий:
теоретические
занятия,
практическое
занятие,
соревнование, занятие-игра.
Цель программы: укрепление здоровья учащихся, повышение уровня физического развития и
физической подготовленности, привлечение детей к самостоятельным занятиям физической
культуры и спортом.
4
Основные задачи:
Обучающие:
-
Ознакомить с историей создания игры волейбол;
-
Обучить правилам игры волейбол;
-
обучить детей мыслить, слушать и слышать педагога;
Развивающие:
-
развивать двигательные способности – координацию движений игровую выносливость;
-
формирование различных двигательных навыков, умений;
-
укрепление мышечного корсета;
-
развивать психические процессы – память представление мышление;
-
развить уверенность в себе;
-
сохранение и укрепления здоровья,
развитие способностей, интереса учащегося.
Воспитательные:
-
воспитать трудолюбие, самодисциплину;
-
формирование волевых качеств;
-
формирование позитивной мотивации, потребности к физической деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является анализирование своих
физических качеств для выбора дальнейшей спортивной специализации. Урок состоит из
общефизических и специальных упражнений.
5
1.2 Содержание
программы
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первого года обучения)
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводный урок. Правила техники безопасности.
1
1
-
2.
Общие сведения о волейболе
1
1
-
3.
специальные упражнения
24
-
24
4.
общеразвивающие упражнения
24
-
24
5.
Влияние физических упражнений на организм
16
16
-
занимающихся волейболом
6.
Гигиена,
врачебный
контроль,
самоконтроль,
предупреждение травматизма
6
-
6
7.
Контрольный урок
2
-
2
8.
Основы методики обучения в волейболе
20
-
20
9.
Правила соревнований, их организация и
4
-
4
10
-
10
108
18
90
проведение
10. Контрольные игры
ИТОГО:
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первого года обучения)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности (2 часа).
Теория: знакомство с учащимися. Объяснение учащимся техники безопасности во время
урока, как нужно себя вести во время игры, во время чрезвычайных ситуациях(пожар,
гололед, наводнение, сильный ветер).
Формы работы: беседа, объяснение.
Формы контроля: опрос.
Тема 2. Общие сведения об игре волейбол (1 час).
Теория: что такое игра волейбол, как она появилась, истории создания.
Формы работы: беседа, объяснение.
Формы контроля: опрос.
Тема 3. Перемещения и стойки. Прием сверху снизу двумя руками. (7 часов).
Практика: техники верхней передачи. Мяч подлетает на 3 м вверх, руки находятся у лба,
образуя треугольник.
Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения.
Формы контроля: игра.
Тема 4. Прием снизу двумя руками. Прием наброшенного мяча партнером – на месте и после
перемещения., в парах, направляя мяч веред вверх. (4 часа).
Практика: В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки
подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук
сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближен
Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения.
Формы контроля: игра.
Тема 5. 1 Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча: нижняя прямая подача
(16 часов).
Практика: Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре: на
месте вперед-вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком
9
с последующим поворотом к мячу.
Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения.
Формы контроля: контрольный урок.
Тема 6. Техника подачи. (21 час)
Практика: Подача производится на партнера, который занимает различные места на
площадке по отношению к сетке .
Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения.
Формы контроля: самостоятельная работа.
Тема 7. 2 Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. Ритм разбега в три шага. (20
часов).
Практика: Длина разбега 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно
небольшой, скорость движения невелика.
Формы работы: объяснение, наглядный показ, комментарий по ходу исполнения.
Формы контроля: соревнование - игра.
1.3 Планируемые результаты.
Первый год обучения.
Учащиеся знают:
•
основные
•
правила игры волейбол;
•
соблюдение правил безопасности на занятиях.
понятия: прием мяча, стойка, перемещение, подача;
Учащиеся умеют:
•
правильно координировать движения и ориентироваться на волейбольной площадке;
•
выполнять передачу, приѐм, подачу мяча;
•
выполнять упражнения самостоятельно
9
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не
предусмотрены, (1. «Рабочая программа».)
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного освоения программы детьми необходимы следующие условия и
материальные обеспечения:
-
спортивный класс;
-
волейбольные мячи;
-
аудио- и видеоаппаратура.
2.3 Формы контроля знаний
Текущий контроль;
Промежуточный контроль (1раз в год);
Итоговый контроль.
Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания,
открытые занятия, участие в соревнованиях.
Итоги обучения по каждой теме, разделу программы подводятся на контрольных и
открытых
занятиях.
Каждый
год
обучения
завершается
сдачей
зачетов
и
выступлениями на соревнованиях.
2.4. Система отслеживания и оценки результатов обучения:
- опрос по пройденному материалу
- контрольные игры
- соревнования.
2.5. Методическое обеспечение программы
Формой занятий является учебное занятие, который включает в себя теоретическую и
практическую части. В теоретической части изучается терминология волейбольных
элементов, которая закрепляется на практических занятиях.
10
Подведения итогов по каждой теме или разделу проводится в форме контрольной
игры,соревнований.
2.6. Управляемость программы
2.6.1. В современных условиях программа может быть реализована в очно-заочной форме и
дистанционно с помощью интернет-ресурсов на платформах для проведения онлайн-занятий
Zoom и Discord, а также в Skype, социальных сетях и с помощью электронной почты.
2.6.2. Учащиеся могут быть сформированы в группы одного возраста или разных возрастных
категорий.
2.6.3.
В
рамках
программы
проводят
как
аудиторные,
так
и
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом
объединения).
2.6.4. При реализации программы при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители
(законные представители).
2.6.5. В рамках программы педагог может организовывать и проводить массовые
мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности учащихся и
родителей (законных представителей).
2.6.6. Реализация программы может сопровождаться созданием уникальных модулей и
частей инфраструктуры в зависимости от профиля и возможностей образовательной
организации.
10
Список литературы
1. А.Г.Айриянц «Волейбол». Учеб. для физ. ин-ов. Изд. 2-е, доп. М.: «Физкультура и спорт», 1976230с.
2.Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета
физической культуры. М.: Просвещение, 1990.
3.Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000.-368с.
4. Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.- 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт,
2005.- 144с.
5.Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник для вузов.- 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.
6 . Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие.- Ростов, 1975.
7.Васильев В.В. Физиология человека.- М.: физкультура и спорт, 1977.
8. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2000.
9.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с.
10. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988.
11
Приложение
Классификация упражнений:
Все учащиеся проходят индивидуальную подготовку, которая в дальнейшем используется
в парных и групповых упражнениях. Большинство индивидуальных упражнений.
Передача и приѐм мяча
Передача и приѐм мяча – Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в
положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно
обхватывают мяч, образующие своеобразную воронку (момент приема). Основная нагрузка
при передаче падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются,
разгибанием в лучезапястных суставах и эластичном движении пальцев мячу придается
нужное направление.
Приѐм передача мяча снизу.
Приѐм передача мяча снизу - Прием мяча производится на предплечье лучезапястных
суставов. Очень важно, чтобы руки в момент приема мяча не сгибались в локтях. Чем
больше скорость полета мяча, тем меньше встречное движение рук.
18