Положение о службе школьной медиации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о службе школьной медиации (далее - Положение)
регламентируют
создание
и
деятельность
в
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа № 12» г. Калуги (далее - Учреждение) службы
школьной медиации (далее - СШМ).
1.2.Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Семейным
кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о
защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007
годов; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)»; Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ
от 18.11.2013 г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в
образовательных организациях.
1.3. СШМ создается в Учреждении в целях обеспечения защиты прав детей и
создания условий для формирования безопасного пространства, равных
возможностей и защиты интересов.
1.4. Медиация – это способ урегулирования споров между конфликтующими
сторонами при содействии медиатора на основе добровольного согласия в
целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
1.5. Медиатор - независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые
сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в
выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор не наделяется
правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он
только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на
добровольной
основе
в
процессе
поиска
взаимоприемлемого
и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их
интересы и потребности.
1.6. Деятельность СШМ основана на использовании медиативного подхода
посредством медиативного метода в урегулировании споров между
конфликтующими сторонами.
1.7. Развитие СШМ в Учреждении является одной из приоритетных задач в
воспитании и образовании детей.
1.8. Положение утверждается приказом директора Учреждения.
2. Цели, задачи и направления деятельности СШМ
2.1. Основная цель СШМ состоит в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и
социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных
жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
2.2.Основные задачи деятельности СШМ:
• сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые
вовлекаются дети, а также их остроты;
• повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной
работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения
учащихся;
•
сокращение
количества
правонарушений,
совершаемых
несовершеннолетними, в том числе повторных;
• повышение квалификации работников Учреждения по защите прав и
интересов детей;
• обеспечение открытости в деятельности Учреждения в части защиты прав и
интересов детей;
• создание условий для участия общественности в решении актуальных задач
и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• оздоровление психологической обстановки в Учреждении.
2.3. Основные направления деятельности СШМ:
• разработка и реализация плана работы СШМ на текущий учебный год;
• информирование работников, учащихся и их родителей (законных
представителей) о СШМ;
• мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных
представителей) к участию в СШМ и применению медиативного подхода;
• помощь при разрешении разнообразных и разноплановых конфликтов,
возникающих
в
Учреждении
между
сверстниками,
детьми
разных
возрастных групп, взрослыми и детьми;
•
предотвращение
эскалации;
возникновения
конфликтов,
препятствование
их
• проведение просветительской работы среди работников и родителей
(законных представителей) Учреждения;
• профилактика безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,
табакокурения,
правонарушений
несовершеннолетних
на
основе
медиативного подхода;
• работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
с использованием медиативного подхода;
• работа по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной
ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий
поведения в ситуациях напряжения и стресса на основе медиативного
подхода;
• общении с работниками правоохранительных органов и представителями
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Принципы деятельности Службы школьной медиации
3.1.Деятельность СШМ основана на методах восстановительного правосудия
и строится на следующих принципах:
3.1.1.принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие
сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
3.1.2.принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство СШМ
не разглашать полученные в ходе программ сведения; исключение составляет
информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности;
3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий СШМ принимать сторону
одного из участников конфликта; нейтральность предполагает, что служба
медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы медиации
4.1. Руководителем (куратором) СШМ может быть заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, социальный педагог, уполномоченный по
правам ребенка в школе или иной работник образовательного учреждения,
прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого
возлагаются обязанности по руководству СШМ приказом директора
образовательного учреждения.
4.2 В состав службы медиации входят заместитель директора по учебновоспитательной работе, социальный педагог, педагоги, прошедшие обучение
проведению медиаций, восстановительных и примирительных программ. В
качестве волонтеров в службу школьной медиации могут входить
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся школы.
4.3 Родители дают согласие на работу своего ребенка в СШМ в качестве
посредника (медиатора).
5. Порядок работы службы примирения
5.1. СШМ может получать информацию о случаях конфликтного характера
от педагогов, учащихся, администрации Учреждения, членов СШМ,
родителей.
5.2. СШМ принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в
том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
При необходимости о принятом решении информируются должностные лица
Учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов составляются
только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии
сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие
существующие в Учреждении формы работы.
5.4. Переговоры
с родителями
и должностными лицами
проводит
руководитель СШМ.
5.5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности
обеспечить безопасность процесса. В этом случае Учреждение может
использовать иные педагогические технологии.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители) руководитель СШМ
принимает участие в проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.8 СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в
каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны
пришли
к
соглашению,
достигнутые
результаты
могут
фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном
соглашении.
5.10. При необходимости СШМ передает копию примирительного договора
администрации Учреждения.
5.11. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на
себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за
их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств
СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости СШМ информирует участников примирительной
программы о возможностях других специалистов (специалистов учреждений
социальной сферы, социально-психологических центров).
5.13. Деятельность СШМ фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
5.14. Руководитель СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ.
5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия
со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности
информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в
пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на
проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы медиации
6.1. СШМ администрация Учреждения предоставляет помещение для сборов
и проведения примирительных программ.
6.2. Поддержка и сопровождение СШМ может осуществляться социальнопсихологическими центрами или общественными организациями, имеющими
обученных и практикующих медиаторов, по договору.
6.4. Должностные лица Учреждения оказывают СШМ содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
учащихся.
6.5. СШМ в рамках своей компетенции взаимодействует с социальным
педагогом и другими специалистами Учреждения.
6.6.
Администрация
Учреждения
содействует
СШМ
в
организации
взаимодействия с педагогами Учреждения, а также социальными службами и
другими организациями.
6.6.1 Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в
СШМ, а также содействует освоению ими навыков восстановительного
разрешения конфликтов.
6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между
администрацией и СШМ по улучшению работы службы и ее взаимодействия
с
педагогами
с
целью
предоставления
возможности
участия
в
примирительных встречах большему числу желающих.
7. Заключительные положения
7.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2.Изменения в настоящее положение вносятся директором Учреждения
по предложению СШМ или органов школьного самоуправления.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)