Положение о службе школьной медиации

Положение о службе школьной медиации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о службе школьной медиации (далее - Положение)
регламентируют

создание

и

деятельность

в

МБОУ

«Средняя

общеобразовательная школа № 12» г. Калуги (далее - Учреждение) службы
школьной медиации (далее - СШМ).
1.2.Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Семейным
кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о
защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007
годов; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)»; Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ
от 18.11.2013 г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в
образовательных организациях.
1.3. СШМ создается в Учреждении в целях обеспечения защиты прав детей и
создания условий для формирования безопасного пространства, равных
возможностей и защиты интересов.
1.4. Медиация – это способ урегулирования споров между конфликтующими
сторонами при содействии медиатора на основе добровольного согласия в
целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

1.5. Медиатор - независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые
сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в
выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор не наделяется
правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он
только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на
добровольной

основе

в

процессе

поиска

взаимоприемлемого

и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их
интересы и потребности.
1.6. Деятельность СШМ основана на использовании медиативного подхода
посредством медиативного метода в урегулировании споров между
конфликтующими сторонами.
1.7. Развитие СШМ в Учреждении является одной из приоритетных задач в
воспитании и образовании детей.
1.8. Положение утверждается приказом директора Учреждения.
2. Цели, задачи и направления деятельности СШМ
2.1. Основная цель СШМ состоит в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и
социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных
жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
2.2.Основные задачи деятельности СШМ:
• сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые
вовлекаются дети, а также их остроты;
• повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной
работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения
учащихся;

•

сокращение

количества

правонарушений,

совершаемых

несовершеннолетними, в том числе повторных;
• повышение квалификации работников Учреждения по защите прав и
интересов детей;
• обеспечение открытости в деятельности Учреждения в части защиты прав и
интересов детей;
• создание условий для участия общественности в решении актуальных задач
и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• оздоровление психологической обстановки в Учреждении.
2.3. Основные направления деятельности СШМ:
• разработка и реализация плана работы СШМ на текущий учебный год;
• информирование работников, учащихся и их родителей (законных
представителей) о СШМ;
• мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных
представителей) к участию в СШМ и применению медиативного подхода;
• помощь при разрешении разнообразных и разноплановых конфликтов,
возникающих

в

Учреждении

между

сверстниками,

детьми

разных

возрастных групп, взрослыми и детьми;
•

предотвращение

эскалации;

возникновения

конфликтов,

препятствование

их

• проведение просветительской работы среди работников и родителей
(законных представителей) Учреждения;
• профилактика безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,
табакокурения,

правонарушений

несовершеннолетних

на

основе

медиативного подхода;
• работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении
с использованием медиативного подхода;
• работа по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной
ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий
поведения в ситуациях напряжения и стресса на основе медиативного
подхода;
• общении с работниками правоохранительных органов и представителями
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Принципы деятельности Службы школьной медиации
3.1.Деятельность СШМ основана на методах восстановительного правосудия
и строится на следующих принципах:
3.1.1.принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие
сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
3.1.2.принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство СШМ
не разглашать полученные в ходе программ сведения; исключение составляет
информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности;
3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий СШМ принимать сторону
одного из участников конфликта; нейтральность предполагает, что служба

медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы медиации
4.1. Руководителем (куратором) СШМ может быть заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, социальный педагог, уполномоченный по
правам ребенка в школе или иной работник образовательного учреждения,
прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого
возлагаются обязанности по руководству СШМ приказом директора
образовательного учреждения.
4.2 В состав службы медиации входят заместитель директора по учебновоспитательной работе, социальный педагог, педагоги, прошедшие обучение
проведению медиаций, восстановительных и примирительных программ. В
качестве волонтеров в службу школьной медиации могут входить
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся школы.
4.3 Родители дают согласие на работу своего ребенка в СШМ в качестве
посредника (медиатора).
5. Порядок работы службы примирения
5.1. СШМ может получать информацию о случаях конфликтного характера
от педагогов, учащихся, администрации Учреждения, членов СШМ,
родителей.
5.2. СШМ принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в
том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
При необходимости о принятом решении информируются должностные лица
Учреждения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов составляются
только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии
сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие
существующие в Учреждении формы работы.
5.4. Переговоры

с родителями

и должностными лицами

проводит

руководитель СШМ.
5.5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности
обеспечить безопасность процесса. В этом случае Учреждение может
использовать иные педагогические технологии.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители) руководитель СШМ
принимает участие в проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.8 СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в
каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны

пришли

к

соглашению,

достигнутые

результаты

могут

фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном
соглашении.
5.10. При необходимости СШМ передает копию примирительного договора
администрации Учреждения.

5.11. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на
себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за
их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств
СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости СШМ информирует участников примирительной
программы о возможностях других специалистов (специалистов учреждений
социальной сферы, социально-психологических центров).
5.13. Деятельность СШМ фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
5.14. Руководитель СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ.
5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия
со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности
информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в
пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на
проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы медиации
6.1. СШМ администрация Учреждения предоставляет помещение для сборов
и проведения примирительных программ.
6.2. Поддержка и сопровождение СШМ может осуществляться социальнопсихологическими центрами или общественными организациями, имеющими
обученных и практикующих медиаторов, по договору.

6.4. Должностные лица Учреждения оказывают СШМ содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
учащихся.
6.5. СШМ в рамках своей компетенции взаимодействует с социальным
педагогом и другими специалистами Учреждения.
6.6.

Администрация

Учреждения

содействует

СШМ

в

организации

взаимодействия с педагогами Учреждения, а также социальными службами и
другими организациями.
6.6.1 Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в
СШМ, а также содействует освоению ими навыков восстановительного
разрешения конфликтов.
6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между
администрацией и СШМ по улучшению работы службы и ее взаимодействия
с

педагогами

с

целью

предоставления

возможности

участия

в

примирительных встречах большему числу желающих.

7. Заключительные положения
7.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2.Изменения в настоящее положение вносятся директором Учреждения
по предложению СШМ или органов школьного самоуправления.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».