Положение о службе школьной медиации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о службе школьной медиации (далее - Положение) регламентируют создание и деятельность в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги (далее - Учреждение) службы школьной медиации (далее - СШМ). 1.2.Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2013 г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях. 1.3. СШМ создается в Учреждении в целях обеспечения защиты прав детей и создания условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты интересов. 1.4. Медиация – это способ урегулирования споров между конфликтующими сторонами при содействии медиатора на основе добровольного согласия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. 1.5. Медиатор - независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. 1.6. Деятельность СШМ основана на использовании медиативного подхода посредством медиативного метода в урегулировании споров между конфликтующими сторонами. 1.7. Развитие СШМ в Учреждении является одной из приоритетных задач в воспитании и образовании детей. 1.8. Положение утверждается приказом директора Учреждения. 2. Цели, задачи и направления деятельности СШМ 2.1. Основная цель СШМ состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 2.2.Основные задачи деятельности СШМ: • сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроты; • повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения учащихся; • сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; • повышение квалификации работников Учреждения по защите прав и интересов детей; • обеспечение открытости в деятельности Учреждения в части защиты прав и интересов детей; • создание условий для участия общественности в решении актуальных задач и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; • оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; • оздоровление психологической обстановки в Учреждении. 2.3. Основные направления деятельности СШМ: • разработка и реализация плана работы СШМ на текущий учебный год; • информирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) о СШМ; • мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) к участию в СШМ и применению медиативного подхода; • помощь при разрешении разнообразных и разноплановых конфликтов, возникающих в Учреждении между сверстниками, детьми разных возрастных групп, взрослыми и детьми; • предотвращение эскалации; возникновения конфликтов, препятствование их • проведение просветительской работы среди работников и родителей (законных представителей) Учреждения; • профилактика безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних на основе медиативного подхода; • работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении с использованием медиативного подхода; • работа по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса на основе медиативного подхода; • общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3. Принципы деятельности Службы школьной медиации 3.1.Деятельность СШМ основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах: 3.1.1.принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе; 3.1.2.принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство СШМ не разглашать полученные в ходе программ сведения; исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности; 3.1.3.принцип нейтральности, запрещающий СШМ принимать сторону одного из участников конфликта; нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 4. Порядок формирования службы медиации 4.1. Руководителем (куратором) СШМ может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству СШМ приказом директора образовательного учреждения. 4.2 В состав службы медиации входят заместитель директора по учебновоспитательной работе, социальный педагог, педагоги, прошедшие обучение проведению медиаций, восстановительных и примирительных программ. В качестве волонтеров в службу школьной медиации могут входить обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся школы. 4.3 Родители дают согласие на работу своего ребенка в СШМ в качестве посредника (медиатора). 5. Порядок работы службы примирения 5.1. СШМ может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации Учреждения, членов СШМ, родителей. 5.2. СШМ принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Учреждения. 5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов составляются только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в Учреждении формы работы. 5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель СШМ. 5.5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае Учреждение может использовать иные педагогические технологии. 5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители) руководитель СШМ принимает участие в проводимой программе. 5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. 5.8 СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.10. При необходимости СШМ передает копию примирительного договора администрации Учреждения. 5.11. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 5.12. При необходимости СШМ информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров). 5.13. Деятельность СШМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы; 5.14. Руководитель СШМ обеспечивает мониторинг проведенных программ. 5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 6. Организация деятельности службы медиации 6.1. СШМ администрация Учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ. 6.2. Поддержка и сопровождение СШМ может осуществляться социальнопсихологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору. 6.4. Должностные лица Учреждения оказывают СШМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся. 6.5. СШМ в рамках своей компетенции взаимодействует с социальным педагогом и другими специалистами Учреждения. 6.6. Администрация Учреждения содействует СШМ в организации взаимодействия с педагогами Учреждения, а также социальными службами и другими организациями. 6.6.1 Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в СШМ, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов. 6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и СШМ по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 7. Заключительные положения 7.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2.Изменения в настоящее положение вносятся директором Учреждения по предложению СШМ или органов школьного самоуправления. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)