2020г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 12» города Калуги
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
(далее – Положение) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги
(далее – Учреждение) регулирует организацию образовательной деятельности в
учреждении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам, утвержденным Приказом Минпросвещения России от
09.11.2018г. № 196, Постановлением главного государственного санитарного врача от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей", уставом Учреждения.
1.3. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
(далее – образовательные программы), в том числе особенности организации
образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
1.4. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми учащимися
учреждения, родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся,
работниками Учреждения.
2. Задачи дополнительного образования
2.1. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам в Учреждении направлена на решение следующих задач:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся; организацию свободного времени учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
• подготовку спортивного резерва в соответствии с федеральными стандартами
спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
государственных требований.
образовательных
стандартов
и
федеральных
3. Формирование и утверждение образовательных программ
3.1. В Учреждении могут реализовываться образовательные программы различной
направленности: естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-педагогической, технической.
2.2. Требования к структуре образовательных программ:
а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена
образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее
содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная
программа; срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора
(авторов) образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной
программы;
б) общую характеристику программы: цель реализации образовательной
программы, планируемые результаты обучения, категорию учащихся, срок и форму
обучения, режим занятий;
в) содержание программы:
• учебный план, который определяет: перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение учебных предметов и иных видов учебной деятельности учащихся и
формы аттестации;
• учебная программа, в которую входят: разделы и темы, получаемые знания,
умения и опыт, виды самостоятельной работы учащихся, формы самостоятельной работы
учащихся;
г) материально-техническое обеспечение программы: вид занятий, наименование
помещения, оборудования и программного обеспечения;
д) организационно-педагогические условия:
• кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, уровень образования;
• средства обучения: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы;
е) оценку качества освоения программы: формы текущего контроля, формы
промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных
вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты.
2.3. Разработка образовательных программ.
2.3.1. Программы разрабатываются с учетом пожеланий учащихся и их родителей
(законных представителей). Для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании
программы учитываются особенности их психофизического развития.
2.4. Согласование образовательных программ.
2.4.1. Разработанный проект образовательной программы дополнительного
образования предоставляется на проверку и согласование Педагогическому совету
Учреждения.
2.4.2. Утвержденные программы размещаются на официальном сайте Учреждения.
2.5. Педагог дополнительного образования обязан ежегодно и по мере
необходимости обновлять программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологии и социальной сферы.
3. Прием на обучение и отчисление учащихся
3.1. К освоению образовательных программ дополнительного образования
допускаются учащиеся Учреждения в возрасте от 6,5 до 18 лет без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
программы.
3.2. Прием на обучение.
3.2.1. Прием учащихся и их обучение осуществляются по мере комплектования
групп в течение календарного года, включая каникулярное время.
3.2.2. Набор учащихся
образовательной программы.
объявляется
только
при
наличии
утвержденной
3.2.3. Для поступления на обучение заявитель представляет в Учреждение в
установленные сроки заявление, составленное учащимся, достигшим возраста 14 лет или
родителем (законным представителем) учащегося. При приеме в спортивные, спортивнотехнические, туристские, хореографические группы к заявлению дополнительно
представляется медицинское заключение о состоянии здоровья учащегося.
3.2.4. Зачисление учащихся на обучение осуществляется приказом директора
школы.
3.3. Отчисление.
3.3.1. Отчисление учащихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при
переводе учащегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе учащегося или родителей (законных представителей);
г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе:
• в случае ликвидации школы или структурного подразделения;
• при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную
деятельность;
• в связи со смертью учащегося.
3.3.2. Отчисление учащихся оформляется приказом директора школы.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием
занятий и утвержденной образовательной программой.
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам
дополнительного образования осуществляется в течение всего календарного года,
включая каникулярное время. Учащиеся школы осваивают образовательную программу
без отрыва от обучения по основной образовательной программе.
4.3. Программы реализуются педагогом дополнительного образования
Учреждения как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
4.4. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся
одного возраста или разных возрастных категорий (далее – разновозрастные группы),
являющиеся основным составом студии, секции, объединения (далее – объединения), а
также индивидуально.
4.5. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем
составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения.
4.6. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
программы. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, а
также может менять их на другие по согласованию с директором школы.
4.7. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
4.8. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их
родители (законные представители) без включения в основной состав.
4.9. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Комплектование
групп
осуществляется
с
учетом
возрастных
и
психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 1 год обучения
– от 15 человек, 2 год обучения – от 12 человек, 3 год обучения и последующие - 10
человек
4.10. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий,
создание необходимых условий для совместного труда и (или) отдыха учащихся,
родителей (законных представителей).
4.11. Дополнительное образование учащихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия,
консультации, концерты, показательные выступления, выполнение итоговой
аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные
учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 45 минут.
4.12. Дополнительное образование в
государственном языке Российской Федерации.
Учреждении
осуществляется
на
5. Особенности организации учебного процесса для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
5.1. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
образовательный процесс по программам дополнительного образования организуется с
учетом особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации
программ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
5.2. Сроки обучения по программам дополнительного образования для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с
учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии – для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации – для учащихся детей-инвалидов.
5.3. Численный состав объединения уменьшается при включении в него учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
5.4. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
5.5. Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
учащимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы.
5.6. С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
может проводиться индивидуальная работа.
5.6. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
5.7. Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями
здоровья по программам может осуществляться на основе программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими
соответствующую переподготовку.
6. Итоговая аттестация
7.1. Освоение образовательной программы
завершается итоговой аттестацией учащихся.
дополнительного
образования
Возможные формы итоговой аттестации: тестирование, устный опрос, защита
реферата, выполнение проекта или творческой работы, мастер-класс, выставка, концерт,
участие в соревнованиях, показательные выступления,
7.2. Итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования.
8. Мониторинг образовательной деятельности
8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам
дополнительного
образования
проводится
с
целью
систематического
стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации программ
дополнительного образования.
8.2. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления
образовательной программы установленным требованиям к структуре, порядку и
условиям реализации программ, а также качества освоения дополнительных
общеобразовательных программ учащимися проводится директором Учреждения.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)