Кодекс этики и служебного поведения работников

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора № 219/01-02 от 25.11. 2016 г.

Кодекс этики и служебного поведения работников
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №12 » города Калуги
1. Общие положения
1.
Кодекс этики и служебного поведения работников муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги
разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового
кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных
нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство
и солидарность.
2.
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной
служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны
руководствоваться работники школы независимо от занимаемой ими должности.
3.
Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности
учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое
и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и
ответственности за функционирование школы.
4.
Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений
Кодекса.
5.
Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как
отдельных работников, так и иных служб образовательного учреждения; изменения и
дополнения утверждаются общим собранием работников.
6.
Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников
учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится
до сведения педагогов на совещании учителей, родителей - на родительских собраниях, детей - на
классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.
7.
Нормами Кодекса руководствуются педагоги и все сотрудники ОУ.
8.
Данный Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
регулируют отношения между педагогами, учащимися и их родителями, а также
другими работниками ОУ;
защищают их человеческую ценность и достоинство;
поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их
профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и
справедливости.

Предмет регулирования
1.
Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения), которых он
придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений
школьных мероприятий.
2.
Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при
которых работник сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую
рабочую атмосферу.
Цель Кодекса
1.
Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.
2.
Кодекс способствует тому, чтобы сотрудник сам управлял своим поведением,
способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной
и безопасной обстановки.
Сфера регулирования
1.
Кодекс распространяется на всех сотрудников.
2.
Руководитель ОУ, Педагогический Совет ОУ, Администрация ОУ, учителя и
другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.
2. Общие этические правила поведения работников
2.1.
В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных
положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый
гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Взаимоотношения между сотрудниками
основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Сотрудник защищает не
только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
учеников или других лиц.
2.2.
В служебном поведении работник воздерживается от:
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
принятия пищи, курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного
общения с гражданами.
2.3.
Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению
в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными
и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
2.4.
Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей должен
соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность,
традиционность, аккуратность.
2.5.
Сотрудники избегают необоснованных и скандальных конфликтов во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному
решению
2.4.
Сотрудники ОУ стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при
выполнении общего дела. Сотрудников объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и
доверие.

2.5.
Преследование сотрудника за критику строго запрещено. Критика, в первую
очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ОУ между сотрудниками и
высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В ОУ не должно быть места сплетням.
Сотрудники ОУ при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты
и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь ОУ за
пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет
Сотрудник не вправе разглашать полученную информацию о деятельности других
работников ОУ, если это не противоречит действующему законодательству.
2.6.
Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях
выявления преступной деятельности.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной,
конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в
педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
2.7.
В целях противодействия коррупции работнику рекомендуется:
уведомлять работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо
всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений;
не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от
физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение. Ссуды, услуги
материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные
вознаграждения);
проявлять
при
исполнении
должностных
обязанностей
честность,
беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно-опасного поведения
(поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение
взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, либо как возможность
совершить иное коррупционное правонарушение);
принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и
урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении
должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к
конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем
конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом
известно.
2.8. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию в организации либо ее подразделении
благоприятного для эффективной работы моральнопсихологического климата.
Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению
к другим работникам, призван:
принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы
подчиненные ему работники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным
поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности
политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию
конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

1.

3. Этические правила поведения педагогических работников
3.1. Личность педагога
Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и

чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2.
Педагог
требователен
по
отношению
к
себе
и
стремится
к
самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
3.
Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим
образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
3.2. Ответственность
1.
Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы - образования подрастающего поколения.
2.
Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и
духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
3.
Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
3.3. Авторитет, честь, репутация
1.
Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь педагога.
2.
Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.
В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен,
вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
4.
Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих учениках.
5.
Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
6.
Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с
учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
7.
Педагог дорожит своей репутацией.
4. Взаимоотношения с другими лицами
4.1. Общение педагога с учениками
1.
Стиль общения педагога с учениками строится на взаимном уважении.
2.
В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность
педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики
учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и
самообладания
3.
Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность,
ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
4.
При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять
их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать
мотивацию обучения.
5.
Педагог
является
беспристрастным,
одинаково
доброжелательным
и
благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика
оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
6.
При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и
справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для
искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время
письменных работ и контрольных проверок.
7.
Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
8.
Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством.
9.
Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может
использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
10.
Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою
работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия
вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
11.
Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам
своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем
дискуссии.
4.2. Взаимоотношения с администрацией
1.
ОУ базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости,
демократичности и справедливости.
Администрация ОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений
педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
2.
В ОУ соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении,
доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой
атмосферы несут все сотрудники ОУ.
3.
Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами,
возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов,
квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному
выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
4.
Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения
администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
5.
Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
6.
Оценки и решения руководителя ОУ должны быть беспристрастными и
основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
7.
Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать
информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для
педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов
открытости и общего участия.
8.
Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои
непосредственные функции.
9.
Педагоги ОУ уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию
и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением
этических норм.
4.3. Отношения с родителями и опекунами учеников
1.
Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть
деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов,
принятых в ОУ.
2.
Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или
опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне
можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
3.
Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями
учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов
угощения, поздравления и тому подобное.
4.
Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку

личности и достижений детей.
5.
На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка,
оказываемая их родителями или опекунами школе.
4.4. Взаимоотношения с обществом
1.
Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и
общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным
человеком.
2.
Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп
сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей,
конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает
способы их решения.
3.
Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль,
избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы
приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.
5. Академическая свобода и свобода слова
1.
Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
2.
При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или
изменение ее авторства недопустимо.
3.
Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и
создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны,
ответственны и пристойны.
4.
Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать
свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а
также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть
тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
5.
Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную
информацию.
6. Использование информационных ресурсов
Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать
материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество ОУ (помещения,
мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые
услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для
личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим
временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.
7. Личные интересы и самоотвод
1.
Педагог и руководитель школы объективен и бескорыстен. Его служебные
решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи,
родственников и друзей.
2.
Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может
сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет
самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
3.
Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по
данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть
заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить
администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

1.

8. Благотворительность и меценатство
Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических,

юридических лиц.
2.
Сотрудник ОУ является честным человеком и строго соблюдает законодательство
Российской Федерации. С профессиональной этикой сотрудников не сочетаются ни получение
взятки, ни ее дача.
9. Прием на работу и перевод на более высокую должность

Руководитель школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового
сотрудника или при повышении сотрудника в должности.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».