Социально-гуманитарная направленность Дорожный патруль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12» города Калуги

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28.08.2020г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора школы № 76/01-02
от 28.08.2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Дорожный патруль»

Составитель: Стоборова Элина Станиславовна
Должность: учитель математики

Продолжительность освоения программы: 1 год (180 часов)
Возраст учащихся:11-14 лет

Калуга, 2020г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Дорожный патруль»
1.1.
Пояснительная записка
Отряд юных инспекторов движения – это творческое объединение школьников, которые
помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и
дорогах города) среди учащихся своей школы.
Рабочая программа педагога Стоборовой Э.С. «Дорожный патруль» разработана на основе
дополнительной общеобразовательной модифицированной программы
для детей 11 - 14 лет
социально-гуманитарной направленности.
Программа курса «Дорожный патруль» предназначена для учащихся 5-8 классов в рамках
реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в
2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа разработана в
соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими
деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде
безопасности дорожного движения:
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (Редакция от 27.12.2018 — с
последними изменениями);
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (ред. от 26.07. 2019);
3. Правила дорожного движения РФ (c 21 декабря 2018 года новая редакция);
4. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации (Издательство
Издательство "Эксмо" Год издания 2019)
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного
травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым
годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным,
маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и
пешеходов.
Актуальность программы «Дорожный патруль» состоит в том, что она позволяет как в теории,
так и на практике обучить детей правилам дорожного движения.
Новизна программы состоит в том, что в образовательный процесс введена тема «Актёрское
мастерство» (совместное обсуждение и оформление сценариев к Конкурсам различного уровня,
репетиции, выступления и т.п.), что позволяет наиболее ярко и полно осуществлять пропаганду
безопасности на дорогах, а также способствует развитию творческих способностей ребёнка, что, в
свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения.
Составленная программа дополнительного образования рассчитана на третий год обучения для
детей 13-14 лет, проявляющих интерес к ситуации безопасности на дорогах и транспорте, а также
работе ГИБДД, в группе с постоянным составом, с количеством обучающихся 15 человек.
Программа включает в себя следующие темы: «Вместе за безопасность дорожного движения»,
«Знатоки правил дорожного движения», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы
оказания первой доврачебной помощи», «Велотехника», «Актёрское мастерство». Занятия проходят
в одновозрастных группах.
1.2. Цель и задачи дополнительной программы:
Цель программы: Способствовать формированию навыков безопасного поведения
учащихся посредством вовлечения их в деятельность по профилактике дорожнотранспортного травматизма.
Задачи:
Обучающие:

1. Познакомить с основными правилами дорожного движения
для пешехода,
велосипедиста, пассажира.
2. Дать представление о формах и методах работы по профилактике правонарушений
на дорогах, пропаганде ПДД.
3. Сформировать умения и навыки правильного поведения на улицах и дорогах,
ориентировки в дорожно-транспортной ситуации, оказания первой доврачебной помощи;
4. Сформировать навыки социально значимой деятельности (волонтерской,
пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитательные:
1. Сформировать навыки культуры поведения в транспорте, дорожный этикет.
2. Сформировать дисциплину, сознательное и ответственное отношение к собственной
жизни и здоровью, безопасности окружающих, самообладание, находчивость, иные
личностные качества, способствующие безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающие:
1. Развить внимательность, наблюдательность, логическое и пространственное
мышление, речь.
2. Развить быстроту реакции.
3. Развить творческие способности.
Отряд ЮИД организует творческую работу по пропаганде безопасности дорожного
движения среди школьников и вместе с ними.
Деятельность отрядов ЮИД можно определить тремя девизами:
• Изучи ПДД сам!
• Научи ПДД своих сверстников!
• Напомни взрослым о культуре дорожного движения!
Участник отряда ЮИД может быть и организатором, и художником, и музыкантом, и
журналистом, и актером, и режиссером, и звукооператором, и оформителем, но, прежде всего,
– знатоком Правил дорожного движения.
Как много всего можно сделать!
• Выпускать стенгазеты, информационные вестники, листовки, школьные
радиопередачи по безопасности дорожного движения.
• Организовывать агитбригады, конкурсы, викторины, соревнования, КВН, минутки
безопасности для малышей, ставить инсценировки и даже спектакли. Участвовать в
соревнованиях и конкурсах по безопасности дорожного движения.
• Проводить шефскую работу, помогать ученикам начальной школы в изучении
правил дорожного движения, проводить конкурсы рисунков, поделок, оказывать помощь при
подготовке наглядных пособий, составлять маршруты безопасного подхода к школе,
разрабатывать карты опасных зон перехода проезжей части в районе школы.
Юный инспектор движения:
• изучает и соблюдает Правила дорожного движения;
• пропагандирует среди детей младшего возраста и сверстников правила дорожного
движения, безопасного поведения на улицах и дорогах;
• активно участвует в делах отряда, в обсуждении всех вопросов, относящихся к
работе отряда, вносит свои предложения;
• может обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности
дорожного движения в районный Штаб отряда ЮИД;
• принимает участие в слетах, конкурсах, смотрах, соревнованиях по безопасности
дорожного движения.
Атрибуты отряда ЮИД:
• уголок ЮИД
• название отряда: «Рулевые»
• эмблема
• девиз
• песня
• форма: футболки, пилотки, галстуки пионерские – цветов светофора (красные,
желтые, зеленые)

Документы отряда ЮИД:
• паспорт отряда (список членов отряда, контактная информация);
• устав отряда;
• план работы отряда, отчет о работе отряда;
• журнал учета проводимых мероприятий;
• летопись отряда.
1.3. Содержание программы:
Учебно-тематический план
№

Тема

1.
1.1
2.

Введение
Вводное занятие.
Вместе за безопасность
дорожного движения
Основные понятия и
термины ПДД
Права, обязанности и
ответственность
участников дорожного
движения.

2.1

2.2

2.3
2.4
3.
2.5
2.6
2.7
4.
2.8
2.9

2.10

2.11
2.12
2.13

Дорожные
знаки
и
дополнительные
средства информации
Правила
движения
пешехода.
Знатоки
правил
дорожного движения
Элементы улиц и дорог.
Регулируемый
перекресток
Нерегулируемый
перекресток
Велотехника
Правила
движения
велосипедистов
Перевозка людей и груза
на
велосипеде
и
мототранспорте
Движение
группы
пешеходов
и
велосипедистов
Устройство велосипеда;
технические требования
к велосипеду и мопеду.
Фигурное
вождение
велосипеда.
Дорожная разметка.

Обще
е
колво
часов
2,5
2,5

Теори
я

Практ
ика

Форма
проведения
занятий

1
1

1,5
1

20

11

9

5

2,5

2,5

5

3

2

5

3

2

5

2,5

2,5

25

15

10

Лекция, игры
на общение
Беседа,
практические
занятия,
презентации,
обсуждение
проблемных
ситуаций,
просмотр
научнопопулярных
фильмов,
экскурсии по
улицам
города, к
перекрёстку,
деловая игра

7,5

5

2,5

12,5

7,5

5

5

2,5

2,5

20

7,5

12,5

2,5

1

1.5

2,5

1

1.5

2,5

1

1.5

2,5

1

1.5

7,5

2,5

5

2,5

1

1.5

Форма
подведения
итогов
Наблюдение
Тест, опрос,
викторина

5.
2.14
2.15
2.16
2.17
6.

3.1
3.2
3.3
3.4
7.

4.1

4.2

Основы безопасности
жизнедеятельности
Правила
пользования
общественным
транспортом.
Правила поведения на
железной дороге.
Движение по загородной
дороге.
Дорожные ловушки.
Основы
оказания
первой
доврачебной
помощи
Виды травм при ДТП
при ударе сзади или
сбоку
Виды
кровотечений.
Остановка кровотечений.
Транспортировка
пострадавших.
Переломы
«Актёрское
мастерство» (Формы и
методы профилактики
и пропаганды ПДД)
Наглядные формы и
методы профилактики и
пропаганды ПДД.
Интерактивные формы и
методы профилактики и
пропаганды ПДД.

ИТОГО:

22.5

12,5

10

5

2,5

2,5

5

2,5

2,5

5

2,5

2,5

7,5

5

2,5

17.5

10

7,5

7,5

3

4,5

5

2

2,5

2,5

1

1,5

2,5
72,5

1
27,5

1,5
45

27.5

10

17,5

45

20

25

180

84,5

95,5

Беседа,
практические
занятия,
решение
проблемных
ситуаций,
презентации,
деловая игра

Тест,
практическое
итоговое
занятие

Участие в
городских,
региональных
Конкурсах
«Знакомьтесь,
отряд ЮИД»,
агитбригад
ЮИД,
Олимпиадах
по ПДД
различного
уровня,
акциях
«Внимание,
дети!»,
«Правильный
водитель»,
рейды в
начальную
школу и т.п.

Выпуск
листовок,
создание
презентаций,
сценарии, сбор
материала для
портфолио
отряда,
обновление
уголка ЮИД и
т.п.

Содержание программы
1.Введение (2,5 ч.)
1.1. Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с планом работы на
новый учебный год. Обсуждение участия отряда в Конкурсах ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги,
Всероссийских олимпиадах и т.п.
Практика: подготовка и участие в акции "Внимание - дети!"
2. Вместе за безопасность дорожного движения (20 ч.)
2.1. Основные понятия и термины ПДД
Теория:
История движения отрядов ЮИД. Значение отрядов ЮИД. Задачи отряда.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях

2.2. Основные понятия и термины ПДД.
Теория: Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход,
проезжая часть, участник дорожного движения.
Практика: Игра «Водитель-пешеход». Дебаты «Я-водитель, ты – пешеход!»
2.3. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Теория:
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя,
пешехода, пассажира.
Практика: Викторина «Мои права, мои обязанности»
2.4. Повторение
Теория: повторение изученной теории в рамках подготовки к Интернет-олимпиаде.
Практика: Организация участия отряда
во Всероссийской интернет-олимпиаде для
обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения
2.5. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Теория: Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:
предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие.
Практика: Интеллектуальная игра «Знаки нашего города»,
Игра «Этот знак в какую
группу?».
2.6. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Теория: Значение и особенности групп знаков:
предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
Практика: игра-практикум «Дорожная карта».
2.7. Правила движения пешехода.
Теория: Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам,
пешеходной дорожке, по обочине).
Практика: Деловая игра «Школа-дом».
2.8. Правила движения пешехода.
Теория: пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном
переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Практика: путешествие по ближайшим улицам.
3. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3.1. Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Разработка настольной игры к Заочному конкурсу «Дорога глазами детей»
3.2. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: ролевая игра, агитбригада.
Практика: Разработка сценария для участия в городском конкурсе: "Знакомьтесь, отряд
ЮИД!"
3.3. Практика: Репетиция для участия в городском конкурсе: "Знакомьтесь, отряд ЮИД!"
4. Знатоки правил дорожного движения (5 ч)
4.1. Элементы улиц и дорог.
Теория: Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар,
дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса,
кювет.
Практика: Викторина «Знатоки дороги», интерактивная игра «Полоски на дороге».
4.2. Регулируемый перекрёсток.
Теория: Раскрытие понятия регулируемого перекрестка. Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрестке – ограничение обзора
трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зеленого».

Практика: Интерактивная ролевая игра «Регулировщик».
3а. Актёрское мастерство (10 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3а.4. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Разработка агитационного сценария для учащихся начальной школы. Подготовка
памяток «Юному пешеходу» и «Обращение к водителю»
3а.5. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: ролевая игра, агитбригада.
Практика: Разработка сценария для участия в городском конкурсе: "Знакомьтесь, отряд
ЮИД!"
3а.6. Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: оформление элементов настольной игры к Заочному конкурсу «Дорога глазами
детей»
3а.7. Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Сборка и окончательное оформление настольной игры к Заочному конкурсу
«Дорога глазами детей»
4. Знатоки правил дорожного движения (12,5 ч)
4.3. Регулируемый перекрёсток.
Теория: Раскрытие понятия регулируемого перекрестка. Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрестке – проезд «с ходу» других
автомобилей.
Практика: Интерактивная ролевая игра «Водитель».
4.4. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория: Понятие нерегулируемого перекрестка. Правила перехода в зоне нерегулируемого
перекрестка.
Практика: Интерактивная ролевая игра «По ходу пешехода».
4.5. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория: Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрестке.
Практика: Интерактивная ролевая игра-путешествие «Я найду «ловушку»!».
4.6. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория:
«Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт.
Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Практика: деловая игра «Ответственный пешеход».
4.7. Повторение
Теория: повторение изученной теории в рамках подготовки к участию в Городском лагерном
сборе отрядов ЮИД
Практика: Организация участия отряда
в Городском лагерном сборе отрядов ЮИД .
Продолжить собирать портфолио отряда.
3б. Актёрское мастерство (12,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3б.8. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Разработка сценария для участия в городском конкурсе агитбригад ЮИД
3б.9. Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Разработка работ для участия в конкурсе: "Ёлочка ГАИ"
3б.10. Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.

Практика: Подготовка работ для участия в конкурсе: "Ёлочка ГАИ
3б.11. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Репетиция для участия в городском конкурсе агитбригад ЮИД
3б.12. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Репетиция для участия в городском конкурсе агитбригад ЮИД
4. Знатоки правил дорожного движения (7,5 ч)
4.8. Теория: Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар,
дорожки для пешеходов.
Практика: Игра «Самые правильные правила, часть 1».
4.9. Теория: Регулирование светофором и регулировщиком.
Практика: Интерактивная ролевая игра «По ходу пешехода».
4.10. Теория: Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине).
Практика: Игра «Самые правильные правила, часть 2».
3в. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3в.13. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: повторение агитационного сценария для учащихся начальной школы. Подготовка
памяток «Юному пешеходу» и «Обращение к водителю»
3в.14. Практика: Акция «Безопасные Рождественские каникулы» - рейд в младшую школу
с агитационной работой по ПБД (3А, 3Б, 3В, 3Г)
3в.15. Практика: Акция «Безопасные Рождественские каникулы» - рейд в младшую школу
с агитационной работой по ПБД (3Д, 3Е, 3Ж, 3З)
5. Велотехника (20 ч)
5.1. Теория: Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки
грузов и маневрирования.
Практика: Игра-эстафета «Велокросс».
5.2. Правила движения велосипедистов.
Теория: Правила движения велосипедиста, мопеда. Знакомство с устройством велосипеда.
Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Практика: Викторина «Кручу педали, часть 1».
5.3. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте.
Теория: Технические требования к велосипеду.
Практика: Викторина «Кручу педали, часть 2».
5.4. Движение группы пешеходов и велосипедистов.
Теория: Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы.
Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами,
действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрестка группой
велосипедистов.
Практика: игра «Руковожу по правилам!».
5.5. Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.
Теория: Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования.
Действие руля и тормозов.
Практика: Выверка центровки колес. Игра «Я сам!», уход за велосипедом: очистка, плавность
хода, контролирование давления шин. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание
вращающихся деталей.
5.6. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Правила выполнения упражнений: «восьмерка», перевоз предмета.
Практика: Игра-эстафета «Велофигуры», отработка фигур «восьмерка», перевоз предмета.
5.7. Фигурное вождение велосипеда.

Теория: Правила выполнения упражнений: слалом с одинаково расставленными кеглями,
слалом между воротами, «змейка».
Практика: Игра-эстафета «Велофигуры», отработка фигур слалом с одинаково
расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка».
5.8. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Правила выполнения упражнений: скачок и «качели», остановка на контрольной
линии.
Практика: Игра-эстафета «Велофигуры», отработка фигур скачок и «качели», остановка на
контрольной линии.
6. Основы безопасности жизнедеятельности (22,5 ч)
6.1. Дорожная разметка.
Теория: Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Ее значение для регулирования
движения транспорта и пешеходов.
Практика: Викторина «Разметка на дороге».
6.2. Дорожная разметка.
Теория: пользование разметкой на дороге
Практика: интерактивная игра «Дорожный работник».
6.3. Правила пользования общественным транспортом.
Теория: Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в
местах его ожидания.
Практика: Игра-путешествие «Мы едем-едем».
6.4.
Теория: Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
Практика: Игра-путешествие «Мы едем-едем».
6.5. Правила поведения на железной дороге.
Теория: Пользование железнодорожными переходами. Правила перехода и переезда через
железнодорожные пути. Правила поведения вблизи железнодорожных путей.
Практика: Викторина «Скорый поезд»
6.6. Движение по загородной дороге.
Теория: Сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных
сельхозмашинах, гужевом транспорте).
Практика: Игра-викторина: «В гости к бабушке»
6.7. Движение по загородной дороге.
Теория:
изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону
животных.
Практика: Игра-викторина: «В гости к бабушке»
6.8. Теория: Опасные ситуации на дороге - «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения
внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы.
Практика: Путешествие «По окрестным дорожкам».
6.9. Теория: Опасные ситуации на дороге - «ловушки»: зона остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрестка; возле
дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
Практика: Путешествие «По окрестным дорожкам».
3г. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3г.16.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
агитбригада.
Практика: повторение агитационного сценария для учащихся начальной школы.
3г.17. Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Подготовка памяток «Юному пешеходу» и «Обращение к водителю»
3г.18. Практика: Акция «Безопасные весенние каникулы» - рейд в младшую школу с
агитационной работой по ПБД (параллель 2-х классов)

Продолжить собирать портфолио отряда
7. Основы оказания первой доврачебной помощи (7,5 ч.)
7.1 Виды травм при ДТП.
Теория:
Виды травм при ДТП: травмы грудной клетки и внутренних органов, шеи и позвоночника,
черепно-мозговые травмы, термические ожоги.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 1», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при травмах, полученных в ДТП.
7.2. Виды кровотечений.
Теория: Виды кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное).
Правила наложения жгута и повязки.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 2», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при кровотечениях.
7.3. Транспортировка пострадавших
Теория:. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника,
при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит,
доска).
Практика: Игра «Окажи помощь часть 3», отработка основных умений и навыков
транспортировки пострадавших.
3д. Актёрское мастерство (10 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3д.19.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Разработка сценария ролика для участия в конкурсе агитационных видеороликов.
3д.20.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Подготовка к Городскому заочному конкурсу агитационных видеороликов
3д.21.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Подготовка к Городскому заочному конкурсу агитационных видеороликов
3д.22.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Участие в конкурсе агитационных видеороликов.
7. Основы оказания первой доврачебной помощи (10 ч)
7.4. Переломы.
Теория: Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы,
плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих
конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах.
7.5. Переломы.
Теория: ПМП при переломе: бедренной кости, костей голени.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах бедренной кости, костей голени.
7.6. Переломы.
Теория: Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей.
7.7. Переломы.
Теория: ПМП при переломе: Вывих нижней челюсти.

Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4», отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при вывихе нижней челюсти.
3е. Актёрское мастерство ( 17,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
3е.1 – 5. Наглядные формы и методы профилактики и пропаганды ПДД.
Теория: Понятие о формах и методах профилактики и пропаганды ПДД: листовка, плакат,
памятка.
Практика: Разработка и подготовка листовки, памятки, плаката
3е.6 – 10. Интерактивные формы и методы профилактики и пропаганды ПДД: ролевая
игра, агитбригада.
Теория: Особенности интерактивных форм и методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролевая игра, агитбригада.
Практика: Разработка сценария ролевой игры и агитбригады.
1.4. Планируемые результаты
В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом
и взрослыми в процессе решения творческих задач - принимать решения и отвечать за
собственные действия и поступки, терпимо относится к чужому мнению и отстаивать свое. У них
разовьются память, внимание, творческое мышление, художественно-эстетический вкус.
Полученные знания помогут учащимся организовать свой досуг, реализоваться в социальнозначимой деятельности к которой можно отнести посещение детских садов города с
познавательными программами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а
так же реализации разработанных агитационных программ среди сверстников. В процессе занятий
дети смогут пережить ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление
творчески разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей. Большое внимание в
процессе занятий уделяется воспитательному процессу. В детях воспитывается патриотизм,
ответственное отношение к близким, окружающей среде, формируются основы здорового образа
жизни.
К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной
позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая интерес к профессии сотрудника
ГИБДД.
Личностными результатами освоения программы являются:
•
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
•
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной);
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в
физическом самосовершенствовании, умение оказать первую помощь;
•
осознанный выбор будущей профессии, на основе понимания её ценностного содержания и
возможность реализации собственных жизненных планов.
Метапредметными результатами являются:
•
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный
вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
•
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения;
•
аргументировать свою точку зрения;
•
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,
представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
•
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с

обозначенной ролью;
•
умение выступать перед аудиторией
Предметными результатами являются:
•
сформированность представлений о дороге и её устройстве, дорожных знаках, правилах
поведения пешехода и водителя, правилах поведения в общественном транспорте, правилах оказания
первой помощи при ДТП;
•
наличие углублённых представлений о профессии сотрудника ГИБДД;
•
знание истории возникновения ГАИ, ГИБДД

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п

Название программы
«Дорожный патруль»

1

Часов в неделю
5

Часов на 20202021 уч. год
180

Часов по
программе

180

Календарно-тематический план группы 3-го года обучения
на 2020-2021 учебный год

№
п/п

Дата
проведения
01.09

Кол-во часов
2,5

1.

Тема. Содержание
1.1. Вводное занятие:
Теория: Инструктаж по технике безопасности
на занятиях. Знакомство с планом работы на новый
учебный год. Обсуждение участия отряда в
Конкурсах ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги,
Всероссийских олимпиадах и т.п.
Практика: подготовка и участие в акции
"Внимание - дети!"
Начать собирать портфолио отряда.

2. Вместе за безопасность дорожного движения (20 ч.)
03.09

2,5

2.1. Основные понятия и термины ПДД
Теория: История движения отрядов ЮИД.
Значение отрядов ЮИД. Задачи отряда.

08.09

2,5

2.2. Знакомство с основными понятиями,
терминами ПДД
Теория: водитель, пешеходный переход,
проезжая часть, участник дорожного движения.
Практика: Игра «Водитель-пешеход».
Дебаты «Я-водитель, ты – пешеход!»

10.09

2,5

2.3. Права, обязанности и ответственность
участников дорожного движения.
Теория: Права, обязанности и ответственность
участников дорожного движения. Обязанности
водителя, пешехода, пассажира.

2.

3.

4.

Практика:
обязанности»
15.09

2,5

17.09

2,5

22.09

2,5

24.09

2,5

20.09

2,5

5.

6.

7.

8.

9.

ПДД

Викторина

«Мои

права,

мои

2.4. Повторение
Теория: повторение изученной теории в рамках
подготовки к Интернет-олимпиаде.
Практика: Организация участия отряда
во
Всероссийской
интернет-олимпиаде
для
обучающихся образовательных организаций на
знание правил дорожного движения
2.5. Дорожные знаки и дополнительные
средства информации.
Теория: Группы знаков, их назначение,
установка. Значение и особенности групп знаков:
предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие.
Практика: Интеллектуальная игра «Знаки
нашего города», Игра «Этот знак в какую группу?».
2.6. Дорожные знаки и дополнительные
средства информации.
Теория: Значение и особенности групп знаков:
предписывающие, информационно- указательные,
знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
Практика: игра-практикум «Дорожная карта».
2.7. Правила движения пешехода.
Теория:
Правила
движения
пешехода.
Движение пешехода по улице (по тротуарам,
пешеходной дорожке, по обочине).
Практика: Деловая игра «Школа-дом».
2.8. Правила движения пешехода.
Теория: пересечение проезжей части на
регулируемом и нерегулируемом пешеходном
переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
Практика: путешествие по ближайшим улицам.

3. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды
01.10

2,5

3.1. Теория: Понятие о формах и методах
профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Разработка настольной игры к
Заочному конкурсу «Дорога глазами детей» проводится с 11.11.2019 по 21.11.2019 на базе Центра
«Галактика»

06.10

2,5

3.2. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: ролевая игра, агитбригада.
Практика: Разработка сценария для участия в
городском конкурсе: "Знакомьтесь, отряд ЮИД!"

08.10

2,5

3.3. Практика: Репетиция для участия в городском
конкурсе: "Знакомьтесь, отряд ЮИД!"

10.

11.

12.

4. Знатоки правил дорожного движения
13.10

2,5

4.1. Элементы улиц и дорог.
Теория:
Понятие
улицы.
Улицы
с
односторонним и двусторонним движением; тротуар,
дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога,
проезжая часть, обочина, разделительная полоса,
кювет.
Практика: Викторина «Знатоки дороги»,
интерактивная игра «Полоски на дороге».

15.10

2,5

4.2. Регулируемый перекрёсток.
Теория: Раскрытие понятия регулируемого
перекрестка.
Регулирование
светофором
и
регулировщиком.
Основная
опасность
на
регулируемом перекрестке – ограничение обзора
трогающимися с места автомобилями в начале цикла
«зеленого».
Практика: Интерактивная ролевая игра
«Регулировщик».

13.

14.

ПДД

3а. Актёрское мастерство (10 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды
20.10

2,5

22.10

2,5

15.

16.

3а.1. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Разработка агитационного сценария для
учащихся начальной школы. Подготовка памяток
«Юному пешеходу» и «Обращение к водителю»
3а.2. Практика: Акция «Безопасные
каникулы» - рейд в младшую школу с агитационной
работой по ПБД ( 4А, 4Б, 4В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж)
Продолжить собирать портфолио отряда.

27.10

2,5

3а.3. Теория: Понятие о формах и методах
профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: оформление элементов настольной
игры к Заочному конкурсу «Дорога глазами детей»
- проводится с 11.11.2019 по 21.11.2019 на базе
Центра «Галактика»

29.10

2,5

3а.4. Теория: Понятие о формах и методах
профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика:
Сборка
и
окончательное
оформление настольной игры к Заочному конкурсу
«Дорога глазами детей» - проводится с 11.11.2019 по
21.11.2019 на базе Центра «Галактика»

17.

18.

Отчёт о деятельности отряда в образовательной
организации в ОГИБДД УМВД России по г. Калуге,
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги,

Управление образования г.Калуги.
Продолжить собирать портфолио отряда.
4. Знатоки правил дорожного движения (12,5 ч)
03.11

2,5

4.3. Регулируемый перекрёсток.
Теория: Раскрытие понятия регулируемого
перекрестка.
Регулирование
светофором
и
регулировщиком.
Основная
опасность
на
регулируемом перекрестке – проезд «с ходу» других
автомобилей.
Практика: Интерактивная
ролевая игра
«Водитель».

05.11

2,5

4.4. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория: Понятие нерегулируемого перекрестка.
Правила
перехода
в
зоне
нерегулируемого
перекрестка.
Практика: Интерактивная ролевая игра «По
ходу пешехода».

10.11

2,5

4.5. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория: «Подвижный ограниченный обзор»:
попутный
транспорт,
встречный
транспорт.
Ограничение
обзора
остановившимися
автомобилями.
Практика:
деловая игра «Ответственный
пешеход».

12.11

2.5

4.6. Нерегулируемый перекрёсток.
Теория:
Дорожные
«ловушки»,
подстерегающие пешехода на перекрестке.
Практика: Интерактивная ролевая играпутешествие «Я найду «ловушку»!».

17.11

2,5

4.7. Повторение
Теория: повторение изученной теории в рамках
подготовки к участию в Городском лагерном сборе
отрядов ЮИД
Практика: Организация участия отряда
в Городском лагерном сборе отрядов ЮИД лагерь «Белка» 18-23 ноября 2019

19.

20.

21.

22.

23.

Продолжить собирать портфолио отряда.
3б. Актёрское мастерство (12,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды
ПДД
19.11

2,5

24.11

2,5

24.

25.

3б.1. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Разработка сценария для участия в
городском конкурсе агитбригад ЮИД
3б.2. Теория: Понятие о формах и методах
профилактики и пропаганды ПДД: листовка,

плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Разработка работ для участия в
конкурсе: "Ёлочка ГАИ" - приём работ 2-3 декабря
2019
26.11

2,5

3б.3. Теория: Понятие о формах и методах
профилактики и пропаганды ПДД: листовка,
плакат, памятка, игрушка, игра и т.п.
Практика: Подготовка работ для участия в
конкурсе: "Ёлочка ГАИ"

01.12

2,5

03.12

2,5

3б.4. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Репетиция для участия в
городском конкурсе агитбригад ЮИД
3б.5. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: Репетиция для участия в
городском конкурсе агитбригад ЮИД

26.

27.

28.

4. Знатоки правил дорожного движения
4.8. Теория: Понятие улицы. Улицы с
односторонним и двусторонним движением; тротуар,
29.
дорожки для пешеходов.
Практика: Игра «Самые правильные правила,
часть 1».
10.12
2 ,5
4.9. Теория: Регулирование светофором и
регулировщиком.
30.
Практика: Интерактивная ролевая игра «По
ходу пешехода».
15.12
2,5
4.10. Теория: Движение пешехода по улице (по
тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине).
31.
Практика: Игра «Самые правильные правила,
часть 2».
3в. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
08.12

2,5

17.12

2,5

22.12

2,5

24.12

2,5

32.

33.

34.

3в.1. Теория: Особенности интерактивных
форм и методов профилактики и пропаганды
ПДД: агитбригада.
Практика: повторение агитационного
сценария для учащихся начальной школы.
Подготовка памяток «Юному пешеходу» и
«Обращение к водителю»
3в.2. Практика: Акция
«Безопасные
Рождественские каникулы» - рейд в младшую
школу с агитационной работой по ПБД (3А, 3Б, 3В,
3Г)
3в.3. Практика: Акция
«Безопасные
Рождественские каникулы» - рейд в младшую
школу с агитационной работой по ПБД (3Д, 3Е, 3Ж,
3З)

Отчёт о деятельности отряда в
образовательной организации в ОГИБДД УМВД
России по г. Калуге, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги, Управление образования г.Калуги.

29.12

2,5

12.01

2,5

14.01

2,5

5.3. Перевозка людей и груза на велосипеде и
мототранспорте.
Теория: Технические требования к велосипеду.
Практика: Викторина «Кручу педали, часть 2».

19.01

2,5

5.4.
Движение группы пешеходов
и
велосипедистов.
Теория: Различие движения колонн пешеходов
и групп детей. Действия руководителя группы.
Переход дороги колонной пешеходов и группой
детей. Правила движения велосипедистов группами,
действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого
перекрестка
группой
велосипедистов.
Практика: игра «Руковожу по правилам!».

21.01

2,5

5.5. Устройство велосипеда; технические
требования к велосипеду и мопеду.
Теория: Устройство велосипеда. Основные
узлы; значение каждой детали оборудования.
Действие руля и тормозов.
Практика: Выверка центровки колес. Игра «Я
сам!», уход за велосипедом: очистка, плавность хода,
контролирование давления шин. Натяжение цепи и
спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся
деталей.

26.01

2,5

5.6. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Правила выполнения упражнений:
«восьмерка», перевоз предмета.
Практика:
Игра-эстафета
«Велофигуры»,
отработка фигур «восьмерка», перевоз предмета.

28.01

2,5

5.7. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Правила выполнения упражнений:
слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом
между воротами, «змейка».
Практика:
Игра-эстафета
«Велофигуры»,

35.

36.

37.

39

40

41

42

Продолжить собирать портфолио отряда.
5. Велотехника (20 ч)
5.1. Теория: Перевозка людей и груза на
велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки
грузов и маневрирования.
Практика: Игра-эстафета «Велокросс».
5.2. Правила движения велосипедистов.
Теория: Правила движения велосипедиста,
мопеда. Знакомство с устройством велосипеда.
Элементарные правила велосипедистов. Порядок
движения на велосипеде по проезжей части.
Практика: Викторина «Кручу педали, часть 1».

отработка фигур слалом с одинаково расставленными
кеглями, слалом между воротами, «змейка».
02.02

2,5

43

5.8. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Правила выполнения упражнений:
скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
Практика:
Игра-эстафета
«Велофигуры»,
отработка фигур скачок и «качели», остановка на
контрольной линии.

6. Основы безопасности жизнедеятельности (22,5 ч)
04.02

2,5

6.1. Дорожная разметка.
Теория:
Понятие
о
вертикальной
и
горизонтальной
разметке.
Ее
значение
для
регулирования движения транспорта и пешеходов.
Практика: Викторина «Разметка на дороге»,

09.02

2,5

6.2. Дорожная разметка.
Теория: пользование разметкой на дороге
Практика:
интерактивная игра «Дорожный
работник».

11.02

2,5

6.3. Правила пользования общественным
транспортом.
Теория:
Пользование
общественным
транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и
в местах его ожидания.
Практика: Игра-путешествие «Мы едем-едем».

16.02

2,5

18.02

2,5

6.4.
Теория: Пользование собственным легковым
автомобилем или такси.
Практика: Игра-путешествие «Мы едемедем».
6.5. Правила поведения на железной дороге.
Теория:
Пользование
железнодорожными
переходами. Правила перехода и переезда через
железнодорожные пути. Правила поведения вблизи
железнодорожных путей.
Практика: Викторина «Скорый поезд»

25.02

2,5

6.6. Движение по загородной дороге.
Теория: Сведения о сельском транспорте
(тракторах и прицепах к ним, самоходных
сельхозмашинах, гужевом транспорте).
Практика: Игра-викторина: «В гости к
бабушке»

02.03

2,5

6.7. Движение по загородной дороге.
Теория: изучить дополнительные требования
к движению гужевых повозок и погону животных.
Практика: Игра-викторина: «В гости к
бабушке»

44

45

46

47

48

49

50

6.8. Теория: Опасные ситуации на дороге «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания;
«пустынная улица»; пешеход на проезжей части
51
улицы.
Практика: Путешествие «По окрестным
дорожкам».
09.03
2,5
6.9. Теория: Опасные ситуации на дороге «ловушки»: зона остановки автобуса, троллейбуса,
трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у
52
светофора; на углу перекрестка; возле дома; пешеход,
идущий вдоль проезжей части.
Практика: Путешествие «По окрестным
дорожкам».
3г. Актёрское мастерство (7,5 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
04.03

2,5

11.03

2,5

16.03

2,5

53

54

2,5
18.03

3г.16.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
агитбригада.
Практика: повторение агитационного сценария для
учащихся начальной школы.
3г.17.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
памятки.
Практика: Подготовка памяток «Юному
пешеходу» и «Обращение к водителю»
3г.18.
Практика: Акция «Безопасные весенние
каникулы» - рейд в младшую школу с агитационной
работой по ПБД (параллель 2-х классов)
Продолжить собирать портфолио отряда.

55

Отчёт о деятельности отряда в
образовательной организации в ОГИБДД УМВД
России по г. Калуге, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги, Управление образования г.Калуги.
7. Основы оказания первой доврачебной помощи (7,5 ч)
2,5

7.1 Виды травм при ДТП.
Теория:
Виды травм при ДТП: травмы грудной клетки и
внутренних органов, шеи и позвоночника, черепномозговые травмы, термические ожоги.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 1»,
отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при травмах, полученных в ДТП.

2,5

7.2. Виды кровотечений.
Теория:
Виды
кровотечений
и
их
характеристика
(капиллярное,
венозное,
артериальное). Правила наложения жгута и повязки.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 2»,

23.03
56

25.03
57

отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при кровотечениях.
30.03

2,5

58

7.3. Транспортировка пострадавших
Теория:
Понятие
транспортировки.
Особенности
транспортировки
с
переломом
позвоночника,
при
переломе
костей
таза.
Транспортировка при отсутствии транспортных
средств (носилки, щит, доска).
Практика: Игра «Окажи помощь часть 3»,
отработка
основных
умений
и
навыков
транспортировки пострадавших.

3д. Актёрское мастерство (10 ч) - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД
01.04

2,5

06.04

2,5

59

60

08.04
61

13.04
62

3д.20.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Подготовка к Городскому
заочному конкурсу агитационных видеороликов
2,5
3д.21.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Подготовка к Городскому
заочному конкурсу агитационных видеороликов
2,5
3д.22.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Участие в конкурсе агитационных
видеороликов.
7. Основы оказания первой доврачебной помощи (10 ч)

15.04

2,5

20.04

2,5

62

63

3д.19.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
ролик.
Практика: Разработка сценария ролика для
участия в конкурсе агитационных видеороликов.

7.4. Переломы.
Теория: Понятие перелома. Открытый и
закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы,
плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и
пальцев.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4»,
отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах ключицы, плечевой
кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев.
7.5. Переломы.

Теория:
ПМП при переломе:
бедренной
кости, костей голени.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4»,
отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах бедренной кости,
костей голени.
22.04

2,5

7.6. Переломы.
Теория:
Вывих конечности, бедра, костей
верхних конечностей.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4»,
отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при переломах Вывих конечности,
бедра, костей верхних конечностей.

27.04

2,5

7.7. Переломы.
Теория: ПМП при переломе: Вывих нижней
челюсти.
Практика: Игра «Окажи помощь, часть 4»,
отработка основных умений и навыков оказания
первой помощи при вывихе нижней челюсти.

64

65

3е. Актёрское мастерство - Формы и методы профилактики и пропаганды ПДД (17,5 ч)
29.04
2,5
3е.23.
Формы и методы профилактики и
пропаганды ПДД.
Теория: Понятие о формах и методах
66
профилактики и пропаганды ПДД: листовка, плакат,
памятка.
Практика: Разработка и подготовка текста новой
листовки.
11.05
2,5
3е.25.
Интерактивные
формы
и
методы
профилактики и пропаганды ПДД: ролевая игра,
67
агитбригада.
Практика: Подготовка к участию отряда
ЮИД в параде 9 мая
13.05

2,5

18.05

2,5

20.05

2,5

68

69

70

3е.27.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
агитбригада.
Практика: повторение агитационного сценария для
учащихся начальной школы.
3е.28.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
памятки.
Практика:
Подготовка памяток «Юному
пешеходу»
3е.29.
Практика: Акция «Безопасные весенние
каникулы» - рейд в младшую школу с агитационной
работой по ПБД (параллель 4-х классов)

Продолжить собирать портфолио отряда.
Отчёт о деятельности отряда в
образовательной организации в ОГИБДД УМВД
России по г. Калуге, МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги, Управление образования г.Калуги.
25.05

2,5

27.05

2,5

71

72

3е.30.
Теория: Особенности интерактивных форм и
методов профилактики и пропаганды ПДД:
памятки.
Практика:
Подготовка памяток «Обращение к
водителю»
3е.31.
Практика:
уличная
акция
«Обращение к водителю, перевозящему детей»

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет для занятий с детьми
Аптечки
Информационный стенд
Столы и стулья, соответствующих росту
обучающихся
Плакаты
Фломастеры, краски
Клей ПВА
Уголок безопасности дорожного движения
Иллюстрации знаков дорожного движения;
Кроссворды, тестовые и иные задания по
Правилам дорожного движения и иным,
изучаемым
в
ходе
реализации
образовательной программы темам
наглядные
пособия
для
проведения
практических занятий
Наборы плакатов
Настольные игры
Велосипеды

Информационное обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Видеофильмы
Мультимедийные игровые пособия

2.3. Формы аттестации (контроля) и 2.4. Оценочные материалы
Диагностика уровня освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы проводится с использованием различных методов: наблюдение, беседа, дидактическая
игра. Целью диагностики является выявление уровня знаний, умений и навыков и их соответствия
прогнозируемым результатам программы.
2.5. Методическое обеспечение
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
• словесный (беседа, чтение художественной литературы, проблемные вопросы,
викторина, объяснение, пояснение и т.д.);
• наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов и т.д.);
• практический (построение и решение проблемных ситуаций, практические занятия по
оказанию первой помощи и т.д.)

•

игровой (ролевая игра, деловая игра, дидактическая игра, интерактивная игра)

Формы обучения
•
•
•
•
•
•
•
•
•

приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие
познавательные задачи;
беседы с учащимися в процессе изучения темы;
самостоятельная работа с книгами;
работа с иллюстрациями;
просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
разнообразные игры, стимулирующие познавательные процессы;
экскурсии к перекрёстку, по улицам города;
подготовка и представление сообщений учащихся по изучаемой ими теме.

Технологии
Для успешной реализации программы используются следующие технологии:
Технология проблемного диалога. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется
такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют
полученные знания и умения для решения жизненных задач. Технология проблемного диалога
обеспечивает достижение установленных результатов и способствует повышению самостоятельности в
поиске информации, повышению качества УУД.
Технология индивидуально-дифференцированного обучения направлена на преодоление
индивидуальных недостатков в процессе усвоения учебного материала, развития мышления, повышение
качества знаний, повышение адекватной самооценки учащихся.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых
приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию
творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным
действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки,
развивает воображение.
Элементы здоровьесберегающей технологии являются необходимым условием снижения
утомляемости и перегрузки учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал
учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения
пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации и т.д.
Программа построена на принципах:
• принцип гуманизации;
• принцип наглядности;
• принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
• принцип системности и целостности;
• принцип практической направленности;
• принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка).
Теория преподносится в форме беседы, презентации, обзора, экскурсии.
Практические занятия проходят в форме практикума, тренинга, разработки и защиты
творческого проекта, мастер-класса, экскурсии.
Обязательными условиями образовательного процесса при реализации данной программы
являются: взаимодействие МБОУ «СОШ № 12» г. Калуги с МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги, с общеобразовательными учреждениями города и ГИБДД Калужской области.

2.6. Список литературы
Список литературы для педагогов
1.
Айсина Р.М. «Организация работы отрядов юных инспекторов движения
(ЮИД)» (18 часов) дополнительная профессиональная образовательная программа курсов
повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных
организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф документы
(4963)
2.
Бабич А.А. Технoлoгия мoнитoринга региoнальных систем непрерывнoгo
oбучения детей безoпаснoму участию в дoрoжнoм движении и прoфилактики детскoгo
дoрoжнo-транспoртнoгo травматизма // Университетская наука - региону: материалы III
Ежегодной конференции Северо-Кавказского федерального университета.Ставрополь:
Фабула, 2015.
3.
Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к
проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной
безопасности / Монография / Ставрополь, 2016.
4.
Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.:
Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
5.
Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационнопедагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения
школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 8-19.
6.
Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2018г.г. г. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/
7.
Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности
дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf
8.
Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для
пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
9.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с
примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
10. Добрая дорога детства: интернет портал
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.dddgazeta.ru/
11. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере
безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного
образования // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 53-59.
12. Забуслаева О.Н., Малкова М.Н., Смолянинова М.О. Использование проектной
деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего
дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5).
С. 64-69.
13. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного
движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества
// Транспортное право. 2017. № 1. С. 25-28.
14. Кирьянов В.Н. Пропаганда БДД: Официальный сайт ГИБДД МВД
России/В.Н. Кирьянов//gibdd /
15. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма на период 2013-2020 гг. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
16. Кондратьев В.Д., Щепкин А.В. К вопросу о методологии обеспечения
безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Дороги и мосты. 2017. № 36.
С. 14.
17. Копусов-Долинин А.И. Правила дорожного движения РФ: с комментариями и
иллюстрациями. М.: Эксмо, 2017. -80 с.
18. Материалы портала Федеральной целевой программы «Повышение
безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.fcp-pbdd.ru/ http://www.gibdd.ru/stat/archive/

19. Мухаметшина Р.М. Формирование культуры дорожно-транспортной
безопасности в процессе обучения в техническом университете // Высшее образование
сегодня, (2017), 1 (январь), 44-46.
20. Алексеев, А.П. Правила дорожного движения 2019 с иллюстрациями / А.П.
Алексеев. - М.: Эксмо, 2018. - 288 c.
21. Алексеева, Ю. Правила дорожного движения: книжка с наклейками / Ю.
Алексеева. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
22. Громаковский, А.А. Правила дорожного движения 2016 с примерами и
комментариями / А.А. Громаковский. - М.: Эксмо, 2016. - 208 c.
23. Лебедев-Кумач, В.И. Правила дорожного движения / В.И. Лебедев-Кумач. М.: Эксмо, 2018. - 414 c.
24. Приходько, А.М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с
последними изменениями на 2018 год / А.М. Приходько. - М.: Эксмо, 2018. - 636 c.
25. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет /
Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
Список литературы для детей
1.
Воронкова, Я.О. Правила дорожного движения для малышей / Я.О. Воронкова. Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
2.
Жульнев, Н.Я. Правила дорожного движения 2019 с комментариями и
иллюстрациями на 15 мая 2019 года / Н.Я. Жульнев. - М.: АСТ, 2019. - 128 c.
3.
Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения (ПДД) РФ 2018.
Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (с последними изменениями и
дополнениями) / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2017. - 192 c.
4.
Саулина, Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т.
Саулина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
5.
Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного
движения / Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
6.
Субботина, Е.А. Правила дорожного движения: книжка-гармошка / Е.А.
Субботина. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
7.
Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г / А.Е.
Финкель. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c.
8.
Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М.:
Паритет, 2015.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».