Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Калуги» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании Приказом педагогического совета директора школы № 76/01-02 протокол № 1 от 28.08.2020г. от 28.08.2020г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «В мире права» Составитель : Казак Анжелика Анатольевна Должность : социальный педагог Продолжительность освоения программы: 1 год (72 часа) Возраст учащихся: 11-14 лет Калуга, 2020г. Паспорт программы Полное наименование программы Составитель программы Адрес реализации программы (адрес школы и телефон ) Вид программы Направленность программы Вид деятельности «В мире права» Казак Анжелика Анатольевна, социальный педагог МБОУ «СОШ № 12» г. Калуги Калуга, ул.Молодежная, д.5 (84842554413) модифицированная Социально-гуманитарная Информационно-познавательная Срок реализации 1год Возраст учащихся 11-14 лет Форма реализации программы групповая Форма организации образовательной деятельности Название объединения Тематические беседы, диспуты, экскурсии, круглые столы, показательные презентации . Кружок «В мире права» Раздел 1 . Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка. Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Без знания своих прав, обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся, умений их применить на практике, навыков с убежденностью. Данная программа способствует формированию гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Это определяет ее гражданско-правовую направленность. Направленность программы: социально-педагогическая. Вид деятельности : информационно- познавательная. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что ознакомление и изучение основных законов РФ, нормативных актов способствует формированию знаний, умений и навыков учащихся школы по праву и гражданскоправовой ответственности. Актуальность: Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое изучение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у учеников, позволит создать условия для развития гражданской и правовой активности и в школе, и в обществе. Для правовой грамотности необходимо организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширять информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации. Школьник, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе. Новизна: Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях. Педагогическая целесообразность: Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Интересными занятия кружка позволяют сделать игровые ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Кроме этого правовые игры и решение проблемных ситуаций закрепляют и углубляют знания по обществознанию, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка. В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание подрастающего поколения. Воспитать гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый в нашей стране, может быть только порядком, основанным на знании и соблюдении норм права. Правовое образование является залогом предупреждения совершения подростками правонарушений, осознанности своих поступков. Знание законов поможет скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Сегодня образовательная организация может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у подростков чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, безнравственности и проявлять толерантность. Данная программа позволяет знакомиться с: • Конституцией РФ, законами РФ, • правовыми нормативными документами соблюдению прав человека, международного права, по • судебными органами РФ, • правозащитными органами и организациями в РФ Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся школьного возраста. В школьном возрасте происходит интенсивное развитие, интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности у подростков решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений, в социуме. Деятельность школьника-подростка в основном учебная и ограничена рамками школы. Влияет на подростка и общественная деятельность, проводимая в учебном заведении , она обычно носит внутришкольный характер. Возраст учащихся: 11 -14 лет. Особенности организации образовательного процесса Объем программы: 72 часа Срок реализации: 1 год Форма обучения: очная, групповая Режим занятий: 72 часа в год - 2 часа в неделю Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу Форма обучения: очная Особенности набора: свободный Форма образовательной деятельности: кружок Вид группы: школьная Состав группы: постоянный Формы занятий: 1. По количеству участников: - индивидуальные занятия (беседы, консультация) - групповые 2. По методу обучения: - устные беседы, - экскурсия, - викторины, - презентации - видеоматериалы Цели и задачи Цель программы: правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в школе. Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Обучающие: - освоение школьниками основных принципов правовых норм; - выработка правильной правовой ориентации; - приобретение не только знаний основ законодательства, но и в применить в практике; умении их - формирование правовой грамотности подрастающего поколения; - формирование правовой компетентности гражданина. Воспитательные: - формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции; - формирование активной жизненной позиции; - воспитание правовой культуры поведения; - формирование глубокого уважения к праву, потребность в соблюдении закона; - социализация личности школьника. Развивающие: - развитие способности к анализу правовых норм; - формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности; - развитие коммуникативные навыки общения. Содержание программы УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название раздела. Темы Кол-во часов Всего Теория Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.Понятие права. 1.1. История права. Права 1 1 человека. 1.2. Защита прав человека. Как 1 1 защитить свои права? Анкетаопросник. 1.3.Конвенция о правах 1 1 ребенка. 1.4. Всеобщая декларация прав 1 1 человека и гражданина. 1.5. Государственные органы, 1 1 стоящие на страже охраны прав и законных интересов человека в РФ. Раздел 2. КОНСТИТУЦИЯ – основной закон РФ 2. Конституция России.1993 г. 1 1 2.1. Права и обязанности. 2 2 2.2.Ценность жизни. 1 1 2.3. Понятие собственности. 1 1 2.4. Понятие «личная 2 1 неприкосновенность» . 2.5. Нравственная свобода и 1 1 неприкосновенность . 2.6.Охрана прав о частной 1 1 жизни, хранение и распространение информации. 3.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012г. 3.1 Федеральный закон "Об 2 1 образовании в Российской Федерации". Ст. 43 3.2.Участники 3 1 общеобразовательного Практика 1 1 2 процесса. Устав школы. 3.3.Правонарушения и 2 нарушения Устава в учебном заведении. Ответственнсть учащихся. 3.4.Школьная социально2 психологическая служба. 4.Информационная безопасность. Понятие информационной безопасности. 4.1.Закон о персональных 1 данных в РФ. 4.2. Неразглашение личной 2 информации. Что является личной персональной информацией? 4.3. Предупреждение 2 правонарушений. Виды противоправных проступков. 4.4. Разглашение личных 2 персональных данных в интернете, в социальных сетях. Клевета. 5. Административный кодекс РФ 5.1. Что такое правонарушение? 2 Письменный опрос –анкета. 5.2. Административная 3 ответственность. (анкета) 5. 3.Понятие 3 «правонарушение». 5.4.Виды правонарушений. 4 5.5.Ответственность 4 подростков. 5.6.Ответственность 1 родителей. 5.7.Административная 4 ответственность и виды наказаний. 5.8.Гос.органы 4 рассматривающие правонарушения подростков. 5.9.Диагностический опрос по 2 теме. Закрепление материала. 6. Уголовный кодекс 6.1.Уголовный Кодекс РФ 3 Анкета «Преступление» 6.2.Правонарушение и 3 преступление. Схожесть и различие понятий. 6.3. Как не стать жертвой 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 преступления? Игра-тренинг. 6.4.Уголовная ответственность подростков по УК РФ. 7. Экскурсии Музей УМВД Калужской области, ЦВИНП, ПДН. Итого 3 1 2 4 4 72 36 36 Планируемые результаты. - снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы; - воспитание сознательных, грамотных и активных граждан; - компетентных руководителям ; организаторов, способных оказанию правовой помощи классным - организаторов правовых диспутов, круглых столов, тренингов; -сознательному систематическому правовому участию в общественной жизни (разработка и оформление правовых стендов, подготовка и проведение презентаций, видео-материалов) По окончании учащийся должен знать: - содержание прав и свобод человека и гражданина; - понятие основных законов РФ; - понятие и принципы правосудия; - правовую ответственность несовершеннолетних и их родителей; - органы и способы защиты прав человека; - государственные органы, рассматривающие правонарушения подростков; По окончании учащийся должен уметь: - использовать и применять на практике правовые знания, находить пути разрешения конфликтов; - анализировать и использовать правовые документы; - анализировать жизненные ситуации с точки зрения правовых норм; - уметь пользоваться правыми механизмами для защиты своих прав. Литература для учащихся: 1. Конституция РФ 1993г.- 52 стр. 2.Конвенция о правах ребенка -М. 2009г. 3.Всеобщая декларация прав человека и гражданина -М.2009г. 4.ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- М. « Кодекс» 2009г 6.Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г. 7.Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г. 8.Уголовный кодекс Российской Федерации – М.» , 2008г.- 302стр. 9.Федеральный закон "Об образовании» в Российской Федерации" 273-ФЗ.,2012г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)