Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Калуги» ПРИНЯТО УТВЕЖДЕНО на заседании приказом педагогического совета директора школы № 76/01-02 от 28.08.2020г. протокол № 1 от 28.08.2020г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука журналистки» Составитель: Рухова Анна Владимировна Должность: учитель английского языка Продолжительность освоения программы: 1 год ( 72 часа) Возраст учащихся: 12 лет Калуга, 2020 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор программы «Азбука журналистики» Рухова Анна Владимировна Должность учитель английского языка Адрес реализации программы МБОУ «СОШ № 12» г.Калуги Тип программы: по степени авторства – модифицированная по уровню освоения – общекультурная по уровню сложности – стартовый Направленность программы: социально-гуманитарная Вид деятельности: основы журналисткой, информационно-медийной деятельности Срок реализации: 1 год (72 ч.) Возраст учащихся: 12 лет. Форма реализации программы: групповая Форма организации образовательной деятельности: Название объединения: «Основы журналистики» объединение РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Основы журналистики» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа «Основы журналистики»» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нѐм. Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути. Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский. Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыками оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи учащегося. Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нѐм. Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своѐм социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики»». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам. Новизна данной программы состоит в том, что дети, интересуясь журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области. Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Данная программа даѐт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Основы журналистики»» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учѐтом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся. Отличительные особенности программы Программа построена на принципах: • принцип гуманизации; • принцип наглядности; • принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход); • принцип системности и целостности; • принцип практической направленности; • принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание успеха для каждого учащегося); • принцип возрастания сложности (от простого к сложному). Особенности организации занятий Теория преподносится в форме лекций, дискуссии, семинаров, диалога педагога с учащимися, виртуального путешествия, презентации, обзора, экскурсии; Практические занятия проходят в форме деловых и сюжетно-ролевых игр, творческих мастерских, мастер-классов, создания проектов. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля Адресат программы Программа адресована школьникам 12 лет, учащимся 5 классов. Наполняемость группы — 15 человек. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Группы формируются из всех желающих подростков, так как даже при отсутствии ярко выраженных способностей к информационной работе возможно еѐ полное освоение. Программа составлена с учѐтом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические особенности учащихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым из них, темпы прохождения образовательного маршрута. Приветствуется создание разновозрастного коллектива для развития умения договариваться, работать в команде, взаимопомощи и организации процесса наставничества при возникновении соответствующей ситуации. Программа составлена с учѐтом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические особенности учащихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым из них, темпы прохождения образовательного маршрута. Особенности организации образовательного процесса Объем программы: 72 часа. Срок реализации программы: 1 год. Режим обучения: 2 раза в неделю по 1 часу. Форма обучения: очная; очно-заочная; дистанционная. Особенности набора: свободный. Состав группы: постоянный. 1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Формирование творческой личности, владеющей современными информационномедийными компетенциями, посредством ознакомления учащихся с основами журналистики и профессией журналиста. Задачи программы: Обучающие: 1. Дать представление о профессии журналиста, тележурналиста. 2. Познакомить с формами и методами сбора, отбора, компоновки, интерпретации и распространения массовой информации. 3. Обеспечивать усвоение определѐнного круга знаний из области журналистики, риторики, режиссуры (терминология, жанры) и формирование умения применять эти знания на практике. 4. Учить создавать тексты разных жанров. 5. Учить владеть свободной и яркой собственной речью. 6. Учить основам видеосъѐмки, монтажа. Развивающие: 1. Развивать литературные способности подростков. 2. Развивать умение устного выступления. 3. Развивать умение письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей. 4. Развивать потребность к творческому труду. Воспитательные: 1. Воспитывать коммуникативные качества. 2. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения. 3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п Тема Всего часов Теория Практика 1 Журналистика как вид деятельности История российской журналистики Журналистика как профессия Функции журналистики Требования к журналисту 1 1 0 Форма подведения итогов Опрос 8 6 2 Опрос 8 4 4 Опрос 10 10 5 4 5 6 Формирование жанров журналистики Знакомство с оформительским делом СМИ-воспитатель гражданственности Анализ материалов периодической печати Подведение итогов работы 10 8 2 8 4 4 8 5 3 Опрос Деловая (ролевая) игра Конкурс публикаций Конкурсов сайтов Конкурс газет 8 3 5 1 0 1 Итого 72 40 32 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Представление статей Конкурс журналистских работ Содержание учебного плана 1. Журналистика как вид деятельности (1 ч.) Теория: Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося. Форма занятий: Занятие-лекция 2.История российской журналистики (8 ч.) Теория: Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Форма занятий: Занятие-лекция 3.Журналистика как профессия (8 ч.) Теория: Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия. Практика: Знакомство с этапами выпуска газеты: экскурсия в редакцию газеты «Знамя». Встреча с журналистом. Формы занятий: Занятие-лекция, экскурсия, встреча с журналистом 4.Функции журналистики (10 ч.) Теория: Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Формы занятий: Занятие-лекция, практические занятия. 5. Требования к журналисту (10 ч.) Теория: Требования к журналисту компетентность, объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. Формы занятий: Занятие- лекция, мастер-класс, практические занятия 6.Формирование жанров журналистики (10 ч.) Теория: Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Практика: Написание публикаций выбранного жанра. Формы занятий: Занятия лекция, практические занятия, творческие упражнения 7.Знакомство с оформительским делом (8 ч.) Теория: Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Эстетика и дизайн. Практика: Упражнения в написании современным шрифтом. Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Обучение работы на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов. Формирование сайта газеты. Оформление пробного сайта. Формы занятий: Практические занятия, творческие упражнения 8.СМИ – воспитатель гражданственности (8 ч.) Теория: Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Практика: Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Анализ материалов периодической печати. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина». Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодѐжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вѐрстка газеты. Формы занятий: журналистов Занятия лекция, просмотр репортажей известных российских 9.Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (8 ч.) Практика: Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодѐжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вѐрстка газеты. Формы занятий: Практические занятия, творческие упражнения 10.Подведение итогов работы объединения (1 ч.) Теория: Подведение итогов занятия за год. Практика: Просмотр лучших работ. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ. Формы занятий: Самостоятельная деятельность Планируемые результаты Критерием обученности будут: положительная динамика уровня обученности и развития творческих способностей детей, успешное участие в конкурсах и выставках различного уровня, заинтересованность детей в познавательной, творческой деятельности. Личностные результаты: • знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; • формирование личности журналиста как совокупности профессиональнотворческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств; • освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни; • формирование активной жизненной позиции. Метапредметные результаты: • овладение культурой общения с медиа, • овладение навыками работы с различными источниками информации; • развитие творческих и коммуникативных способностей; • развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, • овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники. Предметные результаты: овладеют основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат; • • умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни; • знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах; • овладение навыками работы с медиатекстом. • овладение умениями письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей. • овладение формами и методами сбора, отбора, компоновки, интерпретации и распространения массовой информации; Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий, средний, высокий. После года обучения: УРОВНИ Низкий - правила поведения на занятиях; - историю российской журналистики; - типы речи, стили речи. - собирать материал; - строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему; - составлять план статьи; - грамотно излагать свои мысли; Средний - правила поведения на занятиях; - историю российской журналистики; - понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция, - типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, логичность, образность, эмоциональность, призывность, - собирать материал и систематизировать его; - строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему; - составлять план статьи; - грамотно излагать свои мысли; - доказывать свою собственную точку зрения; - создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах; редактировать созданный материал; - работать в группе Высокий - правила поведения на занятиях; - историю российской журналистики; - понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция, - типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций, достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность. - жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др. - собирать материал, систематизировать его; - строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему; - доказывать свою собственную точку зрения; - интересоваться мнением других людей; - составлять план; создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах; - собирать материал; - грамотно излагать свои мысли; - создавать макет будущего номера; редактировать созданный материал; - владеют основами видеосъѐмки и монтажа; работать в группе. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены. Содержание Журналистика как вид деятельности: журналистика как вид деятельности. Информация – как объект работы журналиста. Характерные особенности журналистской информации. История российской журналистики: Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Журналистика как профессия: Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия: Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Журналистика как профессия: Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения Журналистика как профессия: для кого пишет журналист? Целевая аудитория, ее характеристики и потребности. Журналистика как профессия: Знакомство с этапами выпуска газеты: экскурсия в редакцию газеты «Знамя». Функции журналистики: Основные функции журналистики. Информационная и коммуникативные функции журналистики Функции журналистики: журналистики культурно-просветительская и развлекательная функции Функции журналистики: Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Функции журналистики: Основные функции журналистики. Информационная и коммуникативные функции журналистики 2 Функции журналистики: обобщение полученной информации Требования к журналисту: Качества, которыми должен обладать журналист. 2 Требования к журналисту: компетентность, объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. Требования к журналисту: Кодекс профессиональной этики журналиста. 2 Формирование жанров журналистики: Информация. Текст. Структура текста Формирование жанров журналистики: жанры журналистики 2 Формирование жанров журналистики: один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Формирование жанров журналистики: написание заметки. Обсуждение. Формирование жанров журналистики: Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Формирование жанров журналистики: Написание интервью. Обсуждение Формирование жанров журналистики: Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Формирование жанров журналистики: написание статьи. Обсуждение. Формирование жанров журналистики: Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого -либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Формирование жанров журналистики: Написание репортажа. Обсуждение. Формирование жанров журналистики: Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Формирование жанров журналистики: Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Знакомство с оформительским делом: Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Знакомство с оформительским делом: Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Просмотр газет. Знакомство с оформительским делом: Упражнения в написании современным шрифтом. Знакомство с оформительским делом: Иллюстрация. Функции. Виды. Знакомство с оформительским делом: Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися, определить области знаний, в которых учащиеся более всего развит. Форма контроля: анкетирование. Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога; взаимоконтроля, самоконтроля и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки. опрос; • деловая игра; • конкурс публикаций; • конкурс сайтов; • конкурс газет; • представление статей; • участие в конкурсах. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года: создание макета номера газеты; Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения, анкетирования. По итогам первого полугодия и по итогам года заполняется «Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения программы каждым учащимся объединения. Свои умения дети демонстрируют в ходе участия в конкурсах, где подводятся итоги, анализируются результаты обучения практической деятельности и достижений. За лучшие показатели дети награждаются призами, грамотами. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входящий контроль: опрос итоговый контроль: анализ письменного выступления в любом жанре 2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа разработана на основе Образовательной программы дополнительного образования детей «Юный журналист»/ авт.-сост. Хохлова Е.Б. Методы обучения: Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы; анализ публикаций и т.д. Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций по теме, созерцание. Практический: различные виды тренингов, развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы, импровизация, экскурсии. Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход. При организации образовательного процесса используются следующие типы занятий: • комбинированные; • теоретические; • практические и др. Основные формы организации деятельности учащихся на занятиях: • групповые; • фронтальные; • индивидуальные Технологии Для успешной реализации программы используются следующие технологии: Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») «Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Преимущества КСО: • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знании; • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; • формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающем жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективноорганизаторской деятельности». Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение. Элементы здоровьесберегающей технологии являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся. Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. Технологии развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительноиллюстративному способу. 2.6. УПРАВЛЯЕМОСТЬ ПРОГРАММЫ 2.6.1. В современных условиях программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов на платформах для проведения онлайнзанятий Zoom и Discord, а также в Skype, социальных сетях и с помощью электронной почты. 2.6.2. Учащиеся могут быть сформированы в группы одного возраста или разных возрастных категорий. 2.6.3. В рамках программы проводят как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом объединения). 2.6.4. При реализации программы при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители (законные представители). 2.6.5. Реализация программы может сопровождаться созданием уникальных модулей и частей инфраструктуры в зависимости от профиля и возможностей образовательной организации. Список литературы Нормативно-правовые акты и документы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы о реализации Концепции развития дополнительного образования детей». 4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Для педагога: 1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. –М., 1998. – 126с 3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы). -М.,1977. 4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 5. Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с 6. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с 7. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.,1994. 8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. 9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 10. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988 Для учащихся: 1. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144 2. Орфографический словарь ГептаТрейд,1995.- 640с русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974. 4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 5. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988 6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 7. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.431с 8. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с 9. Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с 10. Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2000.640с 11. Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.- 688с 12. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с 13. Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с 14. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144 15. Журналистика и социология. Уч. пособие под ред. И. Ф. Фомичевой. МГУ. 1995 – 1088 с. 16. Методика редактирования текста А. Е. Мильчин. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. — 524 с 17. Погорелый М., Сафранчук И. Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы М.: Гендальф, 2002. — 253 с. 18. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 c. 19. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c. 20. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 c.21. Волковский, Н.Л. 111 баек для журналистов / Н.Л. Волковский. - СПб.: Питер, 2013. - 208 c. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)