Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от 28.08.2020г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы № 76/01-02 от 28.08.2020г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности "СТРЕТЧИНГ" для детей (5 – 17 лет) Продолжительность освоения программы: 1 год (176 часов) Составитель: Родионова Наталья Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Калуга, 2020г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название программы «Стретчинг». Составитель программы, Родионова Наталья Владимировна, педагог должность дополнительного образования. Адрес реализации программы МБОУ «СОШ №12» г.Калуги г.Калуга, ул. Молодежная , д.5 Вид программы − по степени авторства – модифицированная; − по уровню освоения – общекультурная; − по уровню сложности – стартовый. Направленность программы художественная Вид деятельности хореографическое искусство Срок реализации 1 год (176 часа) Возраст учащихся 5-17 лет Форма реализации программы групповая Форма организации образовательной деятельности ансамбль Название объединения «Стретчинг» Пояснительная записка В настоящее время популярно увлечение новым средством физического совершенствования и расслабления, которое называется «стретчинг». Эта система возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь 20 лет спустя стала применяться в спорте и получила свое обоснование в работах американских и шведских ученых. Специалисты связывают внедрение стретчинга в практику спорта и хореографии с поисками путей повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок и суставных связок, а также с целью профилактики травм. Название это происходит от английского слова «stretching»- растягивание. Стретчинг - это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения применяются в утренней зарядке, разминке и заминке как средство специальной подготовки во многих видах спорта, в хореографии как средство расслабления и восстановления функций мышечной системы и гармоничного его развития. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и призвана способствовать повышению уровня физического развития школьников, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Программа стретчинга рассчитана обучения для детей от 7 до 15 лет. Обучение рассчитано на 11 месяцев (176 часов). Актуальность программы По данным многочисленных обследований физическое развитие и здоровье детей школьного возраста в настоящее время по ряду причин значительно ухудшилось. В школьной программе, недостаточно времени уделяется на развитие гибкости, эластичности, аэробики. В данной ситуации наиболее актуальны программы дополнительного физического воспитания детей школьного возраста. В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ дополнительного физического образования школьников в формате современных фитнеспрограмм, данная программа обладает значительной новизной. Представляется целесообразным в свете современных тенденций развития спорта и фитнеса введение в дополнительные занятия со школьниками занятий с музыкальноритмической доминантой, а также занятий, направленных на развитие физических качеств школьников и повышения их уровня осведомленности об уровне развития современного массового спорта. Цели и задачи Основной целью программы является желание сформировать позитивное отношение школьников к дополнительным занятиям физической культурой во внеурочное время, повысить уровень их физического здоровья и теоретическую осведомленность о занятиях физической культурой, хореографией и спортом. В ходе проведения занятий решаются следующие задачи: - профилактика и коррекция нарушений осанки школьников; - повышение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников с помощью использования аэробных физических нагрузок; - развитие силы и гибкости опорно-двигательного аппарата школьников с помощью использования стретчинга; - научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок дня, отказ от вредных привычек, психогигиена и т.п.); - повысить уровень здоровья инфекционным заболеваниям; школьников, устойчивость к простудным / - повысить уровень осведомленности школьников об основах анатомии взаимодействии музыки и движения, развитии массовых видов спорта \ хореографии с музыкальным сопровождением; - способствовать адаптации школьников в коллективе; • • • • • • • • • • -создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей; воспитание у детей потребности в физической культуре. Принципы построения программы: единства воспитания и обучения; научности и доступности; системности и последовательности; результативности; целесообразности; заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру; совместной деятельности обучающихся; творческого отношения к делу; добровольного участия детей и взрослых в деятельности объединения Особенности организации занятий Формы проведения занятий: • эвристическая беседа, демонстрация; • экскурсии; • практическое занятие, викторина, консультация; • встречи с участниками исторических событий. Прогнозируемый конечный результат: • дети познакомятся с традициями, историей, бытом, культурой родного края; • научатся собирать краеведческий, поисковый материал и использовать в историко-краеведческой деятельности; • у детей сформируются навыки публичного представления результатов краеведческого исследования; • у детей сформируются коммуникативные навыки; • у учащихся сформируются навыки работы с различными источниками информации • расширится кругозор и познавательный интерес воспитанников. Усвоение программы возможно по трём уровням: высокий, средний, низкий Учебно-тематический план Сроки№ 1 сентябрь Название этапа Кол-во часов Введение, знакомство с курсом занятий по 16 стретчингу, с детьми. Теория: беседа о предмете партерная гимнастика; правила исполнения упражнений; правила техники безопасности при выполнении сложных элементов. Практика: разучивание поклона, упражнений для разминки. 2 октябрь Базовые растяжение упражнения мышц на тела. укрепление Теория: и 16 правила исполнения движений. Практика: − сокращение и вытягивание стоп по VI позиции одновременно и поочерёдно – в положении «сидя»; − круговые вращения стоп (одной, двумя) – в положении «сидя»; − раскрывание сокращённых стоп из VI позиции в I позицию с возвращением в VI позицию – в положении «сидя»; − раскрывание вытянутых стоп из VI позиции в I позиции с возвращением в VI позицию – в положении «сидя»; − сокращение стоп по VI позиции раскрывание сокращённых стоп в I позиции- вытягивание стоп по I позиции с возвращением в VI позиции, и в обратном направлении – в положении «сидя». 3 ноябрь Акцентирование внимания на упражнения для укрепление отдельных групп мышц в сочетании с принципами правильного дыхания. Теория: правила исполнения движений, правила техники безопасности при выполнении движений. Практика: − наклон корпуса вперёд, ноги вытянуты, стопы вытянуты по VI позиции – в положении «сидя»; − наклон корпуса назад – из положения «лёжа 16 на животе с вытянутыми ногами»; − «кошечка» - выгибание спины вверх и прогибание спины вниз, стоя на коленях, прямые руки на полу на уровне плеч. − «колечко» - из положения «лёжа на животе с вытянутыми ногами»; «мостик» − - из положения «лёжа на спине» (с помощью педагога). 4 декабрь Введение в комплекс упражнений занятий в паре, с различного использованием оборудования. утяжеления Теория: 16 и правила исполнения движений. Практика: − подъём вытянутых ног на 90° из положения «лёжа на спине, ноги вытянуты по VI позиции» плавно, с касанием пола (4-8 раз); − подъём корпуса и наклон вперёд из положения «лёжа на спине, ноги вытянуты по VI позиции», и возвращение в исходное положение (4-8 раз). 5 январь Классическая и танцевальная аэробика в сочетании с элементами стретчинга. Теория: правила исполнения движений, правила техники безопасности при выполнении движений. Практика: − «лодочка» - одновременный подъём корпуса и вытянутых ног с удержанием из положения «лёжа на животе с вытянутыми ногами» (4раза); − бросок вытянутых ног назад с опусканием корпуса из положения «упор на руках, лёжа на животе», и возвращение в исходное положение (4-8 раз); − «корзиночка» - одновременный подъём рук и 16 ног с удержанием из положения «лёжа на животе с руками, держащими стопы» (2-4 раза). 6 февраль Силовые упражнения с мячом для фитнеса. 16 Теория: правила исполнения движений, правила техники безопасности при выполнении движений. Практика: − стойка на лопатках с касанием пола вытянутыми пальцами ног (руки поддерживают спину) – из положения «лёжа на спине с вытянутыми ногами». 7 март Введение круговой и интервальной тренировок. Теория: правила исполнения движений, правила техники безопасности при 16 выполнении движений. Практика: − поднимание вытянутой ноги вперёд, в сторону из положения «лёжа на спине с вытянутыми ногами» (2-4 раза); − «лягушка» - колени согнуты, лежат на полу, стопы соприкасаются – в положении «сидя», «лёжа на спине», «лёжа на животе»; − шпагат с правой, левой ноги, поперечный шпагат; − наклоны в сторону, вперёд сидя на поперечном шпагате. 8 9 апрель май Стретчинг в хореографии. Просмотр 16 видеоматериалов по гимнастике и растяжке. Групповая работа над созданием комплекса упражнений под контролем педагога. Теория: правила исполнения движений, правила техники движений. Практика: безопасности при выполнении 16 − бросок вытянутой ноги вперёд по диагонали и на полупальцах; − бросок вытянутой ноги в сторону по диагонали и на полупальцах; − бросок вытянутой ноги назад с прогибом в «кольцо» по диагонали и на полупальцах. 10 июнь 11 август Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому уроку Проведение открытого занятия и подведение итогов ИТОГО: 16 16 176 Содержание курса занятий 1 этап: Введение в курс стретчинга. Знакомство с его целями и задачами. Ознакомление с понятиями статических и динамических упражнений. Выполнение базовых статических и динамических упражнений. 2 этап: Освоение упражнений на растяжение и укрепление мышц тела. Проработка основных групп мышц. Осанка и её конструктивные компоненты. 3 этап: Принципы правильного дыхания. Развитие мышц периферийного комплекса в сочетании с правильным дыханием. Стретчинг для расслабления мышц. Упражнения на развитие гибкости спины. 4 этап: Введение занятий в паре для увеличения эффективности упражнений. Утяжеление как способ наработки силы мышц. Упражнения с использованием эспандера. 5 этап: Введение в курс стретчинга упражнений по классической и танцевальной аэробике. Сочетание аэробики и стретчинга. Упражнения в партере. Выполнение упражнений с учётом индивидуальных особенностей учащихся. 6 этап: Фитнес с использованием оборудования (мяч). Упражнения в паре для конструктивного решения проблемы ошибок при выполнении упражнений. Наработка умений и навыков выполнения упражнений. 7 этап: Введение в учебный процесс круговой тренировки для наработки силы-гибкости мышц. Умение сочетать упражнения для выполнения поставленных задач. Интервальная тренировка (аэробика- сила) и процесс её построения. 8 этап: Стретчинг как одна из важных составляющих в хореографии. Развитие силы, выносливости, пластики для хореографии посредством стретчинга, свободная пластика. Аэробика и стретчинг как массовые виды спорта, просмотр видеоматериалов по темам. 9 этап: на основе изученного и просмотренного материала ученикам предлагается создать свой комплекс упражнений. В результате работы дети могут реализовать свой творческий потенциал. Вся работа проходит под контролем педагога. 10 этап: Повторение пройденного материала. Подготовка к открытому уроку. 11 Этап: Проведение открытого занятия и подведение итогов. Непосредственно содержание программы для учащихся со 2 по 7 класс одинаково, но имеются различия в физической нагрузке, определяемые следующими параметрами: силовая тренировка - вес отягощения, количество повторений, паузы отдыха между сериями повторений; аэробная тренировка - темп музыкального сопровождения, определяющий темп движений, соотношение различных блоков программы. Методическое обеспечение Основные формы организации учебно-познавательного процесса Занятия проводятся в форме практических уроков, проводимых преподавателем «вживую» под фонограмму в формате занятий стретчингом, аэробикой, фитнесаэробикой, гимнастикой, силовой аэробикой с использованием различного оборудования (гимнастическая скакалка, эспандер, мяч). Уроки могут носить игровой характер, проводиться в виде игровых заданий. Предполагается наличие индивидуальных заданий для самостоятельной работы дома. Методические принципы: • Принцип наглядности Принцип развития • Принцип поэтапности • Принцип индивидуально-дифференциального подхода • Принцип коллективного общения Методы обучения: • Словесные • Наглядно-иллюстративные • Практические Основные формы работы Занятия проводятся в групповой форме (15-20 человек) с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Признаки работы > Улучшение общего самочувствия; > Повышения самооценки; > Повышение физического тонуса; > Улучшение настроения, снижение склонности к депрессии, уменьшение беспокойства; > Уравновешенность; > Улучшения сна; > Повышение социальной активности и способности к адаптации, появление новых знакомств; > Улучшение способности концентрироваться; > Быстрое преодоление стресса; ^ Здоровое питание и сознательный выбор продуктов; > Снижение избыточного веса, уменьшение жировых отложений; > Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний; > Повышение иммунитета; Прогнозируемый конечный результат В процессе реализации программы формируется развитая личность, которая обладает необходимыми знаниями и умениями. Результаты обучения: - освоение теоретических основ выполнения упражнений по стретчингу; - знание способов повышения тонуса мышечной системы; - знание основ анатомии физических упражнений, взаимодействия музыки и движения. Результаты развития: - умение практически выполнять упражнения по курсу «Стретчинг»; - возможность управлять своим телом, чувствовать внутреннюю свободу и уверенность; Результаты воспитания: - повышение социальной активности и способности к адаптации, появление новых знакомств; - повышение самооценки у детей; - умение работать в коллективе над решением предложенных задач. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в хореографическом зале, оснащенном звукоусилительной аппаратурой и специальным оборудованием (мяч для фитнеса, эспандер, скакалка). Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия. Литература 1. Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г.Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность/ М. А.Годик, A.M. Барамидзе, Т.Г. Киселёва. -М. ."Советский спорт, 1991.-91 с. 2. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры//Учебник. -М.: Физическая культура, 2005.- 533с. З.Мякиченко Е.Б., Шестаков М. П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е.Б. Мякиченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304с. 4.Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения/А.С. Полиевский, А.Н. Глейберман, И.П. Залетаев. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 120с. 5.Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания/УУчебник для институтов физической культуры/ В.М. Смолевского. - Физкультура и спорт, 1987.-336с. б.Тяпина A.M. Мониторинг физической подготовленности учащихся и обеспечения физической культуры в учреждениях образования Москвы//Методические рекомендации/ А.Н. Тяпина- М., 2002. - 19с. 7. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования//Информационно-методический сборник №4. - М. -ГОМЦ «Школьная книга», 2003.- 208с. 8. Arnold G. Nelson, Jouko Kokkonen. Анатомия упражнений на растяжку/ перевод С. Э. Борич,- USA.:-Human Kinetics, 2007 Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека/ М.С. Миловзорова,- М.:-Медицина, 1972 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)