Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 12» города Калуги
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28.08.2020г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора школы № 76/01-02
от 28.08.2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Художественной направленности
"СТРЕТЧИНГ"
для детей (5 – 17 лет)
Продолжительность освоения программы: 1 год (176 часов)
Составитель: Родионова Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2020г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы
«Стретчинг».
Составитель программы,
Родионова Наталья Владимировна, педагог
должность
дополнительного образования.
Адрес реализации программы
МБОУ «СОШ №12» г.Калуги
г.Калуга, ул. Молодежная , д.5
Вид программы
− по степени авторства – модифицированная;
− по уровню освоения – общекультурная;
− по уровню сложности – стартовый.
Направленность программы
художественная
Вид деятельности
хореографическое искусство
Срок реализации
1 год (176 часа)
Возраст учащихся
5-17 лет
Форма реализации программы
групповая
Форма организации
образовательной деятельности
ансамбль
Название объединения
«Стретчинг»
Пояснительная записка
В
настоящее
время
популярно
увлечение
новым
средством
физического
совершенствования и расслабления, которое называется «стретчинг». Эта система
возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь 20 лет спустя стала применяться в спорте и
получила свое обоснование в работах американских и шведских ученых. Специалисты
связывают внедрение стретчинга в практику спорта и хореографии с поисками путей
повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок и суставных связок, а
также с целью профилактики травм. Название это происходит от английского слова
«stretching»- растягивание. Стретчинг - это целый ряд упражнений, направленных на
совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения
применяются в утренней зарядке, разминке и заминке как средство специальной
подготовки во многих видах спорта, в хореографии как средство расслабления и
восстановления функций мышечной системы и гармоничного его развития.
Программа
имеет
физкультурно-спортивную
направленность
и
призвана
способствовать повышению уровня физического развития школьников, профилактике и
коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к
физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.
Программа стретчинга рассчитана обучения для детей от 7 до 15 лет. Обучение
рассчитано на 11 месяцев (176 часов).
Актуальность программы
По данным многочисленных обследований физическое развитие и
здоровье детей школьного возраста в настоящее время по ряду причин
значительно ухудшилось. В школьной программе, недостаточно времени
уделяется на развитие гибкости, эластичности, аэробики. В данной ситуации наиболее
актуальны программы дополнительного физического воспитания детей школьного
возраста.
В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ
дополнительного физического образования школьников в формате современных фитнеспрограмм, данная программа обладает значительной новизной.
Представляется целесообразным в свете современных тенденций развития спорта и
фитнеса введение в дополнительные занятия со школьниками занятий с музыкальноритмической доминантой, а также занятий, направленных на развитие физических качеств
школьников и повышения их уровня осведомленности об уровне развития современного
массового спорта.
Цели и задачи
Основной целью программы является желание сформировать позитивное отношение
школьников к дополнительным занятиям физической культурой во внеурочное время,
повысить уровень их физического здоровья и теоретическую осведомленность о занятиях
физической культурой, хореографией и спортом.
В ходе проведения занятий решаются следующие задачи:
- профилактика и коррекция нарушений осанки школьников;
- повышение
уровня
функционального
состояния
сердечно-сосудистой
и
дыхательной систем школьников с помощью использования аэробных физических
нагрузок;
- развитие силы и гибкости опорно-двигательного аппарата школьников с помощью
использования стретчинга;
- научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием
«здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок
дня, отказ от вредных привычек, психогигиена и т.п.);
- повысить
уровень
здоровья
инфекционным заболеваниям;
школьников,
устойчивость
к
простудным
/
- повысить
уровень
осведомленности
школьников
об
основах
анатомии
взаимодействии музыки и движения, развитии массовых видов спорта \ хореографии с
музыкальным сопровождением;
- способствовать адаптации школьников в коллективе;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
-создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей;
воспитание у детей потребности в физической культуре.
Принципы построения программы:
единства воспитания и обучения;
научности и доступности;
системности и последовательности;
результативности;
целесообразности;
заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
совместной деятельности обучающихся;
творческого отношения к делу;
добровольного участия детей и взрослых в деятельности объединения
Особенности организации занятий
Формы проведения занятий:
• эвристическая беседа, демонстрация;
• экскурсии;
• практическое занятие, викторина, консультация;
• встречи с участниками исторических событий.
Прогнозируемый конечный результат:
• дети познакомятся с традициями, историей, бытом, культурой родного края;
• научатся собирать краеведческий, поисковый материал и использовать в
историко-краеведческой деятельности;
• у детей сформируются навыки публичного представления результатов
краеведческого исследования;
• у детей сформируются коммуникативные навыки;
• у учащихся сформируются навыки работы с различными источниками
информации
• расширится кругозор и познавательный интерес воспитанников.
Усвоение программы возможно по трём уровням: высокий, средний, низкий
Учебно-тематический план
Сроки№
1
сентябрь
Название этапа
Кол-во
часов
Введение, знакомство с курсом занятий по
16
стретчингу, с детьми. Теория: беседа о предмете
партерная гимнастика; правила исполнения
упражнений; правила техники безопасности при
выполнении сложных элементов.
Практика: разучивание поклона, упражнений
для разминки.
2
октябрь
Базовые
растяжение
упражнения
мышц
на
тела.
укрепление
Теория:
и
16
правила
исполнения движений.
Практика:
− сокращение и вытягивание стоп по VI
позиции одновременно и поочерёдно – в
положении «сидя»;
− круговые вращения стоп (одной, двумя) – в
положении «сидя»;
− раскрывание сокращённых стоп из VI
позиции в I позицию с возвращением в VI
позицию – в положении «сидя»;
− раскрывание вытянутых стоп из VI позиции в
I позиции с возвращением в VI позицию – в
положении «сидя»;
− сокращение стоп по VI позиции раскрывание
сокращённых стоп в I позиции- вытягивание
стоп по I позиции с возвращением в VI позиции,
и в обратном направлении – в положении
«сидя».
3
ноябрь
Акцентирование внимания на упражнения для
укрепление отдельных групп мышц в сочетании
с принципами правильного дыхания. Теория:
правила исполнения движений, правила техники
безопасности при выполнении движений.
Практика:
− наклон корпуса вперёд, ноги вытянуты, стопы
вытянуты по VI позиции – в положении «сидя»;
− наклон корпуса назад – из положения «лёжа
16
на животе с вытянутыми ногами»;
− «кошечка» - выгибание спины вверх и
прогибание спины вниз, стоя на коленях,
прямые руки на полу на уровне плеч.
− «колечко» - из положения «лёжа на животе с
вытянутыми
ногами»;
«мостик»
−
-
из
положения «лёжа на спине» (с помощью
педагога).
4
декабрь
Введение в комплекс упражнений занятий в
паре,
с
различного
использованием
оборудования.
утяжеления
Теория:
16
и
правила
исполнения движений.
Практика:
− подъём вытянутых ног на 90° из положения
«лёжа на спине, ноги вытянуты по VI позиции»
плавно, с касанием пола (4-8 раз);
−
подъём
корпуса
и
наклон
вперёд
из
положения «лёжа на спине, ноги вытянуты по
VI позиции»,
и
возвращение
в
исходное
положение (4-8 раз).
5
январь
Классическая и танцевальная аэробика в
сочетании с элементами стретчинга.
Теория: правила исполнения движений, правила
техники
безопасности
при
выполнении
движений.
Практика:
− «лодочка» - одновременный подъём корпуса и
вытянутых ног с удержанием из положения
«лёжа на животе с вытянутыми ногами» (4раза);
− бросок вытянутых ног назад с опусканием
корпуса из положения «упор на руках, лёжа на
животе», и возвращение в исходное положение
(4-8 раз);
− «корзиночка» - одновременный подъём рук и
16
ног с удержанием из положения «лёжа на
животе с руками, держащими стопы» (2-4 раза).
6
февраль
Силовые упражнения с мячом для фитнеса.
16
Теория: правила исполнения движений, правила
техники
безопасности
при
выполнении
движений.
Практика: − стойка на лопатках с касанием
пола
вытянутыми
пальцами
ног
(руки
поддерживают спину) – из положения «лёжа на
спине с вытянутыми ногами».
7
март
Введение
круговой
и
интервальной
тренировок.
Теория: правила исполнения движений, правила
техники
безопасности
при
16
выполнении
движений.
Практика:
− поднимание вытянутой ноги вперёд, в сторону
из положения «лёжа на спине с вытянутыми
ногами» (2-4 раза);
− «лягушка» - колени согнуты, лежат на полу,
стопы соприкасаются – в положении «сидя»,
«лёжа на спине», «лёжа на животе»;
− шпагат с правой, левой ноги, поперечный
шпагат;
−
наклоны
в
сторону,
вперёд
сидя
на
поперечном шпагате.
8
9
апрель
май
Стретчинг
в
хореографии.
Просмотр
16
видеоматериалов по гимнастике и растяжке.
Групповая работа над созданием комплекса
упражнений под контролем педагога.
Теория: правила исполнения движений, правила
техники
движений.
Практика:
безопасности
при
выполнении
16
− бросок вытянутой ноги вперёд по диагонали и
на полупальцах;
− бросок вытянутой ноги в сторону по
диагонали и на полупальцах;
− бросок вытянутой ноги назад с прогибом в
«кольцо» по диагонали и на полупальцах.
10
июнь
11
август
Повторение
пройденного
материала.
Подготовка к открытому уроку
Проведение открытого занятия и подведение
итогов
ИТОГО:
16
16
176
Содержание курса занятий
1 этап: Введение в курс стретчинга. Знакомство с его целями и задачами. Ознакомление
с понятиями статических и динамических упражнений. Выполнение базовых статических
и динамических упражнений.
2 этап: Освоение упражнений на растяжение и укрепление мышц тела. Проработка
основных групп мышц. Осанка и её конструктивные компоненты.
3 этап: Принципы правильного дыхания. Развитие мышц периферийного комплекса в
сочетании с правильным дыханием. Стретчинг для расслабления мышц. Упражнения на
развитие гибкости спины.
4 этап: Введение занятий в паре для увеличения эффективности упражнений. Утяжеление
как способ наработки силы мышц. Упражнения с использованием эспандера.
5 этап: Введение в курс стретчинга упражнений по классической и танцевальной
аэробике. Сочетание аэробики и стретчинга. Упражнения в партере. Выполнение
упражнений с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
6 этап: Фитнес с использованием оборудования (мяч). Упражнения в паре для
конструктивного решения проблемы ошибок при выполнении упражнений. Наработка
умений и навыков выполнения упражнений.
7 этап: Введение в учебный процесс круговой тренировки для наработки силы-гибкости
мышц. Умение сочетать упражнения для выполнения поставленных задач. Интервальная
тренировка (аэробика- сила) и процесс её построения.
8 этап: Стретчинг как одна из важных составляющих в хореографии. Развитие силы,
выносливости, пластики для хореографии посредством стретчинга, свободная пластика.
Аэробика и стретчинг как массовые виды спорта, просмотр видеоматериалов по темам.
9 этап: на основе изученного и просмотренного материала ученикам предлагается
создать свой комплекс упражнений. В результате работы дети могут реализовать свой
творческий потенциал. Вся работа проходит под контролем педагога.
10 этап:
Повторение
пройденного
материала.
Подготовка
к
открытому
уроку.
11 Этап: Проведение открытого занятия и подведение итогов.
Непосредственно содержание программы для учащихся со 2 по 7 класс одинаково,
но имеются различия в физической нагрузке, определяемые следующими параметрами:
силовая тренировка - вес отягощения, количество повторений, паузы отдыха между
сериями повторений; аэробная тренировка - темп музыкального сопровождения,
определяющий темп движений, соотношение различных блоков программы.
Методическое обеспечение
Основные формы организации учебно-познавательного процесса
Занятия проводятся в форме практических уроков, проводимых преподавателем
«вживую» под фонограмму в формате занятий стретчингом, аэробикой, фитнесаэробикой, гимнастикой, силовой аэробикой с использованием различного оборудования
(гимнастическая скакалка, эспандер, мяч).
Уроки могут носить игровой характер, проводиться в виде игровых заданий.
Предполагается наличие индивидуальных заданий для самостоятельной работы дома.
Методические принципы:
•
Принцип
наглядности
Принцип развития
•
Принцип поэтапности
•
Принцип индивидуально-дифференциального подхода
•
Принцип коллективного общения
Методы обучения:
•
Словесные
•
Наглядно-иллюстративные
•
Практические
Основные формы работы
Занятия проводятся в групповой форме (15-20 человек) с учётом индивидуальных
особенностей каждого школьника.
Признаки работы
> Улучшение общего самочувствия;
> Повышения самооценки;
> Повышение физического тонуса;
> Улучшение настроения, снижение склонности к депрессии, уменьшение беспокойства;
> Уравновешенность;
> Улучшения сна;
> Повышение социальной активности и способности к адаптации, появление
новых знакомств;
> Улучшение способности концентрироваться;
> Быстрое преодоление стресса;
^ Здоровое питание и сознательный выбор продуктов;
> Снижение избыточного веса, уменьшение жировых отложений;
> Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний;
> Повышение иммунитета;
Прогнозируемый конечный результат
В процессе реализации программы формируется развитая личность, которая
обладает необходимыми знаниями и умениями.
Результаты обучения:
- освоение теоретических основ выполнения упражнений по стретчингу;
- знание способов повышения тонуса мышечной системы;
- знание основ анатомии физических упражнений, взаимодействия музыки и
движения.
Результаты развития:
- умение практически выполнять упражнения по курсу «Стретчинг»;
- возможность управлять своим телом, чувствовать внутреннюю свободу и
уверенность;
Результаты воспитания:
- повышение социальной активности и способности к адаптации, появление новых
знакомств;
- повышение самооценки у детей;
- умение работать в коллективе над решением предложенных задач.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в хореографическом зале, оснащенном звукоусилительной
аппаратурой и специальным оборудованием (мяч для фитнеса, эспандер, скакалка).
Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с
содержанием каждого занятия.
Литература
1. Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г.Стретчинг: подвижность, гибкость,
элегантность/ М. А.Годик, A.M. Барамидзе, Т.Г. Киселёва. -М. ."Советский спорт, 1991.-91
с.
2. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры//Учебник. -М.:
Физическая культура, 2005.- 533с.
З.Мякиченко Е.Б., Шестаков М. П. Аэробика. Теория и методика проведения
занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е.Б.
Мякиченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304с.
4.Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П. Общеразвивающие
упражнения/А.С. Полиевский, А.Н. Глейберман, И.П. Залетаев. - М.: Физкультура и спорт,
2002. - 120с.
5.Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания/УУчебник для институтов
физической культуры/ В.М. Смолевского. - Физкультура и спорт, 1987.-336с.
б.Тяпина A.M. Мониторинг физической подготовленности учащихся и обеспечения
физической культуры в учреждениях образования Москвы//Методические рекомендации/
А.Н. Тяпина- М., 2002. - 19с.
7. Физическое
здоровье
обучающихся
и
пути
его
совершенствования//Информационно-методический сборник №4. - М. -ГОМЦ «Школьная
книга», 2003.- 208с.
8. Arnold G. Nelson, Jouko Kokkonen. Анатомия упражнений на растяжку/
перевод С. Э. Борич,- USA.:-Human Kinetics, 2007
Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека/ М.С. Миловзорова,- М.:-Медицина,
1972
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)