Туристско-краеведческая направленность Школа экскурсоводов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12» города Калуги
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28.08.2020г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора школы № 76/01-02
от 28.08.2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДОВ»

Составитель: Качанова Елена Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования

Продолжительность освоения программы: 2 года
Возраст учащихся: 10-16 лет

Калуга, 2020г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

ФИО автора программы,
должность,
квалификационная
категория
Название программы
Тип программы
Направленность
программы
Где принята

Качанова Елена
образования.

Валентиновна,

педагог

ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДОВ
Модифицированная
Туристско-краеведческая

На педагогическом совете 28.08.2020г. МБОУ «СОШ № 12» г.
Калуги
Срок реализации
2 года
Среднее
количество 144 часа
часов реализации в год
Уровень реализации
Основное общее образование
Ориентация
на Нет ориентации
категорию учащихся
Направление
Экскурсоводческая, поисково-исследовательская деятельность
деятельности в рамках
реализации
программы:
Уровень усвоения
Общекультурный
Цель программы и Способствовать
формированию
творческой,
основное содержание
интеллектуальной личности, проявляющей интерес к

изучению, возрождению и сохранению истории родного
края через различные формы музейной работы
Ценностно-смысловые – способность видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою
роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
Коммуникативные – навыки работы в группе, коллективе,
владение
различными
социальными
ролями
Общекультурные – познание и опыт деятельности в
области национальной и общечеловеческой культуры,
культурологические
основы
семьи,
социальных,
общественных явлений и традиций

13.

Основные
компетенции,
формируемые у детей.

14.

Характеристика детей Школьники в возрасте 10-16 лет
возраст,
социальный
статус
Способ
освоения Репродуктивный, эвристический, поисковый
содержания
образования
Место реализации
МБОУ «СОШ № 12» г. Калуги

15.

16.

дополнительного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев

Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути
восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих
национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет
жизненную позицию человека и гражданина.
Программа курса «Школа экскурсоводов» ориентирована на более глубокое и подробное
изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы
истории г. Калуги, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся
сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего города и развития
страны.
Программа воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за
свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм,
идеалы гуманизма и справедливости. В этом ее актуальность.
Новизна программы заключается в том, что программа включает в себя раздел
«Актерское мастерство», который позволит сформировать экскурсовода, свободно
владеющего своей речью, аудиторией. Отличительные особенности программы
отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие
разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное
краеведение, искусствознание), техника речи, актерское мастерство. От других подобных
программ ее отличает адаптация к конкретному Калужскому краю.
Цель: Способствовать формированию творческой, интеллектуальной личности,
проявляющей интерес к изучению, возрождению и сохранению истории родного края
через различные формы музейной работы
Задачи программы
Обучающие:
1. Формировать систему знаний учащихся в соответствии с тематикой школьного музея.
2. Расширять кругозор в области истории, культуры, быта, природы России и малой
родины.
3. Познакомить с основами поисково-изыскательской, музейно-экскурсионной
деятельности.
4. Сформировать умения и навыки лекторской работы; работы с источниками
информации; сопоставления теоретических знаний с практическим опытом.
Развивающие:
1. Формирование навыков отбора материала при написании экскурсии, умения работать с
краеведческой литературой, справочниками и энциклопедиями, картографическими и
иконографическими материалами при разработке авторских экскурсий.
2. Овладение приёмами ведения экскурсий, культурой речи, коммуникативной культурой,
организации экскурсионной группы
Воспитательные:
1. Формировать у учащихся потребность в постоянном
самосовершенствовании через экскурсоводческие практикумы.
2. Развивать мотивацию учащихся к творчеству и самореализации

самообразовании,

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся не
только познакомятся с историей г. Калуги, но и получат возможность познакомиться с
профессией экскурсовода, что может помочь им в выборе будущей профессии.
Особенности программы
Программа «Школа экскурсоводов» рассчитана на учащихся 10 – 16 лет на 2 года
обучения.
Данная программа многоплановая. Она включает в себя разработку и подготовку
тематических экскурсий для учащихся Центра и образовательных учреждений, дает
возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление,
укрепляет память.
Направленность программы туристско-краеведческая. Содержание данной программы
направлено на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала
ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков
поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских
навыков. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора
профессии и места работы.
Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 часа.
Поскольку экскурсовод должен обладать определёнными навыками актёрского
мастерства, автор программы посчитал целесообразным ввести во второй год обучения
модуль «Актёрское мастерство».
Таким образом, программа 2-го года обучения состоит из 2-х модулей и рассчитана на 216
часов. Первый модуль «Юный экскурсовод» рассчитана на 144 часа, второй модуль
«Актёрское мастерство» рассчитана на 72 часа.
Формы занятий:
1. Для учащихся 4-5 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетноролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, походы выходного дня, экскурсии в
художественный музей;
2. Для учащихся 6-7 классов – беседы, тематические задания, конкурсы, викторины,
выставки, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, театрализованные
постановки, экскурсии, защита творческой работы, экскурсии по Калужскому краю.
Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в
организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить
викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися
начальных классов.
Программа способствует укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием
предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения
истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других
родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы.
Освоение программы способствует развитию навыков общения, умений и навыков
поисковой и учебно-исследовательской деятельности в процессе оформления творческих
работ через разработку экскурсионного маршрута. Формирование способности и
готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут
стоять перед ними в будущем.
Прогнозируемый конечный результат
К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной
позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая уважение к культуре и

традициям своего края, страны и других народов, к профессии экскурсовода, с развитой
мотивацией к познанию и творчеству.
Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий, средний, высокий.
К концу 1-го года обучения дети знают и умеют:
Низкий уровень:
Знают:
- правила поведения на занятиях;
- технику безопасности на занятиях:
- основные вехи истории Калужского края;
- наиболее известных русских художников;
- некоторые правила артикуляции
Умеют:
- понимать учебную задачу, сохранять ее содержание в процессе ее выполнения;
- работать в паре, малой группе;
- правильно вести себя на занятиях;
- доносить до слушателей информацию в доступной форме;
- правильно артикулировать.
Средний уровень:
Знают:
- названия основных художественных стилей;
- ключевые моменты из истории развития Калужской области в сопоставлении с их
историей России;
- что такое музейная экспозиция, основы музейной работы;
- как использовать навыки актерского мастерства при проведении экскурсий;
- биографии некоторых русских художников, представленных в собрании Калужского
художественного музея;
- особенности архитектуры 18-19 вв. на улицах Калуги, имена архитекторов.
Умеют:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- планировать свою деятельность с помощью взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности под руководством взрослого;
- осуществлять качественную оценку
- проводить экскурсии по заранее разработанной теме;
- говорить громко и четко; владеть культурой речи и культурой общения со сверстниками
и взрослыми;
- участвовать в проведении театрализованной экскурсии;
- искать необходимую информацию в сети интернет и литературных источниках;
- соотносить даты событий истории Калужского края с основными периодами
отечественной истории.
Высокий уровень:
Знают:
- содержание основных художественных стилей, имена их представителей и название
работ;
- имена и биографии деятелей истории Калужского края;
- содержание экспозиции Калужского художественного музея;
- что такое учебно-исследовательская деятельность, методы поиска, основные формы
работ (доклад, реферат, исследовательская работа).
Умеют:
- планировать свою деятельность, находить оригинальные способы выполнения
поставленной творческой задачи;

- разработать творческий проект экскурсии по предложенной или самостоятельно
выбранной теме;
- давать оценку историческим событиям;
- рассказывать о важнейших событиях истории Калужского края и их участниках,
отраженных в памятниках культурного наследия;
- проводить экскурсии в увлекательной форме;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- подготовить учебно-исследовательскую работу и представить ее на научно-практической
конференции.
К концу 2-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- правила поведения на занятиях;
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея
Умеют:
- понимать учебную задачу, сохранять ее содержание в процессе ее выполнения;
- работать в паре, малой группе;
- правильно вести себя на занятиях, на экскурсии и т.п.;
- правильно оформлять рабочее место;
- подготовить сообщение, доклад на заданную тему;
- работать со справочной литературой, интернет-источниками;
- составлять презентации;
- выполнять простые этюды;
- читать стихи.
Средний уровень:
Знают:
- правила поведения на занятиях;
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея;
- принципы классификации экскурсий;
- требования к профессии – экскурсовод;
- названия основных эмоций.
Умеют:
- работать в составе творческой группы;
-понимать учебную задачу и сохранять ее до конца;
- планировать свою деятельность с помощью взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- разработать материал для экспозиции под руководством руководителя;
- проводить поиск необходимой информации в одном или в нескольких справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет,
обрабатывать материал в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами курса;

- подготовить материал для доклада, реферата, экскурсии по музею.
- провести экскурсию по заранее разработанной теме под руководством педагога;
участвовать
в
коллективном
творческом
процессе;
- читать басни;
- выполнять несложные роли в театральных постановках и театральных программах с
помощью взрослого.
Высокий уровень:
Знают:
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея;
- принципы классификации экскурсий;
- требования к профессии – экскурсовод;
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов;
-характеристику музейной экспозиции
Умеют:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
- работать в группе, анализировать сходство идей и учитывать разницу позиций при
создании альбомов
-определять и объяснять свое отношение и дать оценку наиболее значимых событий,
связанных с историей Калуги и Калужской области;
- выступать с докладом по изученной теме;
- участвовать в разработке социального и творческого проекта по предложенной или
самостоятельно выбранной теме в составе группы;
-провести экскурсию по заранее разработанной теме без участия педагога;
- участвовать в театральных постановках и театральных программах;
- владеют первоначальными навыками импровизации.

Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
п/п
1
2
3

Тема

Всего
часов

Вводное
занятие.
Техника
4
безопасности.
История калужского края 14-17
16
веков.
История калужского края 18-20
24
веков.

Теория

Пра
ктика

2

2

6

10

22

2

4

Техника и культура речи.

18

2

16

5

Актерское мастерство.

18

2

16

6

Беседы о русских художниках.

14

10

4

7

Методика проведения экскурсии
в
условиях
стационарной 12
экспозиции

2

10

8

Методика
проведения
14
театрализованных экскурсий .

2

12

9

10

Методика проведения экскурсии
на улицах города
16

Итоговое занятие

ИТОГО

2

Формы
подведения
итогов
по теме
Конкурсы,
Беседа
викторина
Беседа, обзор, Квест,
экскурсия
викторины.
Беседа,
Квест
экскурсия
Беседа,тренинг.
Викторина,
упражнения
Беседа,
упражнения,
Конкурсы
игры
Беседа,
Конкурсы.
экскурсия,
квест
практикум
Беседа,
Проведение
репетиция,
экскурсий
экскурсии
Постановка
сказок
о
Репетиции
русских
художниках
Формы
проведения
занятий

14

Праздники,
Проведение
акции, защита
экскурсий
экскурсии
Беседа,
мероприятия в
школьном
музее,
анкетирование,

8

2

6

144

60

84

Содержание тем 1-го года обучения
1. Вводное занятие. 4ч.
Теория: Знакомство с детьми, с их интересами, программой обучения. Анкетирование
«Карта интересов».
Инструктаж по технике безопасности Правила дорожного движения по пути на занятия,
правила пожарной безопасности на занятиях, дома.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование «Мои интересы
2. История Калужского края 14-17 веков.
Теория: Главные улицы и площади Калуги. История крепости. Архитектурный облик
Калуги 17 века. Древнейшие церкви Калуги. Калуга в смутное время.
Практика: самостоятельная работа поискового типа. Практикум. Игра-квест по истории
древней Калуги.
3.История калужского края 18-20 веков.

Теория: Первый наместник Кречетников, образование губернии. Первый губернский
архитектор Никитин и его творения. Архитектор Ясныгин И.Д. и его творения.
Деятельность губернатора Офросимова и городского головы Ципулина. Монастыри и
храмы Калуги. Калужские губернаторы. Великие русские писатели в Калуге: Гоголь,
Толстой, Зайцев. Особенности архитектурного облика Калуги19 века. Особенности
архитектурного облика Калуги 20 века. Улица Воскресенская архитектура и история.
Практика: самостоятельная работа поискового типа, проведение игры-квест и викторины
для младших школьников.
3. Техника и культура речи.
Теория: беседа о понятии, сущности, значении и развитии речи. Фонетическая и
интонационно-выразительная стороны речи, особенности и предназначение словаря.
Отличительные черты диалогической и монологической речи. Основные интонационные
правила, выдержка пауз, расстановка акцентов, точное ударение в словах и правильное
выделение ударных слов в предложениях.
Практика: упражнения, речевые разминки, скороговорки, упражнения на дыхание.
5. Актерское мастерство.
Теория: понятия о драматургии, режиссуре, принципах и приёмах, необходимых для
работы над ролью.
Практика: создание этюдов, актёрские упражнения, психофизический тренинг.
6. Беседы о русских художниках.
Теория: экспозиция художественного музея. Русский пейзаж 19в., Шишкин,
Айвазовский, передвижники.
Практика: разработка творческого проекта мини-спектаклей о Шишкине и Айвазовском.
репетиции спектаклей и проведение в художественном музее.
7.Методика проведения экскурсии в условиях стационарной экспозиции.
Теория: основы экскурсоведения, логические переходы, соотношение показа и рассказа в
экскурсии.
Практика: самостоятельная работа поискового типа, викторины, квест, проведение
экскурсий для младших школьников.
8. Методика проведения театрализованных экскурсий.
Теория: правила поведения в музее, особенности
проведения театрализованных
экскурсий в историческом интерьере.
Практика: самостоятельная работа поискового типа, репетиции и проведение
театрализованных экскурсий.
9. Методика проведения экскурсий на улицах города.
Теория: Особенности проведения экскурсии вне помещения и экспозиции. История и
архитектура ул. Воскресенской, ул. Ленина.
Практика: самостоятельная работа поискового типа, проведение экскурсий по ул.
Воскресенской.
10. Итоговое занятие: подведение итогов, анкетирование.

Всего
часов

Тема

Практи
ка

№
п/п

Теория

Учебно-тематический план 2-го года обучения
Форма
проведения
занятия

Формы
подведения
итогов

Модуль 1. «Юный экскурсовод»
6

4

-

Лекция,
презентация

зачёт

18

12

6

Лекция,
презентация,
тренинг

зачёт

18

10

8

Лекция,
практические
занятие по
отработке
культуры речи

зачёт

18

-

18

Объяснение,
показ, практикум

зачёт

24

-

24

практикум

18

2

16

собеседование

18

-

18

Собеседование,
Оформление
практические
текста фрагмента
занятия по
экскурсии
отработке стиля и
речи экскурсовода

8.

Обсуждение и
утверждение тем
экскурсий в
соответствии с темой
музейной экспозиции.
Обсуждение
фрагментов
экскурсий,
подготовленных
учащимися. Работа
над стилем и речью
юных экскурсоводов.
Предзащита экскурсий.

Создание
виртуальных
экскурсий по
городу
Составление
портфолио
по
материалам
экскурсии

6

-

6

практикум

9.

Экскурсоводческий

18

-

18

практикум

5.

6.

7.

1. Комплектование.
Вводное занятие.
Экскурсоведение как
наука.
2. Классификация
экскурсий.
Экскурсионная
методика.
3. Экскурсовод
–
профессия:
• требования к
профессии;
• язык
экскурсии.
Культура речи.
4. Отработка
экскурсоводческих
навыков
и
методических
приёмов.
Экскурсоводческий
практикум

оформление
текста полной
экскурсии
оформление

методических
указаний
экскурсии

практикум.
Проведение экскурсий
для учащихся.

к

ИТОГО по модулю:

№
п/
п
1

2.
3.

4.
5.
6.

7.

144
34
110
Модуль 2. «Актёрское мастерство»
Тема
Всего Тео Пра Форма
часов рия ктик проведения
а
занятия
Введение в предмет,
3
3
Беседа, игры на
специфика
знакомство
театрального искусства
Работа актера над
9
3
6
Беседа, тренинг
собой
Первоначальные
12
3
9
Беседа, тренинг,
основы актерского
этюды, игры
мастерства
Мышечная свобода
9
3
6
Беседа, тренинг,
Сценическая задача и
чувство
Я – артист (работа над
этюдами « Я в
предлагаемых
обстоятельствах»)
Постановка этюдов
ИТОГО по модулю:
ИТОГО по
программе:

9

3

6

Беседа, тренинг,

12

3

9

Беседа, этюды,

21
72
216

3
16
50

18
56
166

репетиции

Формы
подведения
итогов
опрос
Контрольное
исполнение
Контрольное
исполнение
Контрольное
исполнение
Контрольное
исполнение
Минисказка,
басня, потешка,
и т.д.
спектакль

Содержание модуля «Юный экскурсовод»
1. Комплектование. Вводное занятие. Экскурсоведение как наука. (4 часа).
Теория: Комплектование. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсионный метод и
сущность экскурсии. Экскурсионный вид деятельности. Экскурсия как форма общения.
Функции экскурсии (функция информации, функция организации культурного досуга, функция
формирования интересов человека). Признаки экскурсии (протяжённость, по времени
проведения (от одного академического часа до одних суток), наличие экскурсантов (группы или
индивидуалов), наличие экскурсовода, проводящего экскурсию, наглядность, зрительное6
восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения, передвижение
участников экскурсии по заранее составленному маршруту, целенаправленность показа
объектов, наличие определённой темы, активная деятельность участников (наблюдение,
изучение, исследование объектов). Экскурсионный метод познания и его составляющие
(положение, тезис, подтема, словесные доказательства, зрительные, слуховые и другие
доказательства). Экскурсия как педагогический процесс и его составляющие: конструктивный
компонент, организаторский компонент, коммуникативный компонент, познавательный
компонент. Педагогическая техника экскурсовода: речевые умения, мимическая и
пантомимическая выразительность, умение управлять своим эмоциональным состоянием,
владение элементами режиссёрских и актёрских умений. Элементы психологии в экскурсии.
Логика в экскурсии.
2. Классификация экскурсий. Экскурсионная методика. (20 часов).

Теория: классификация по виду передвижения: пешеходные, автобусные, водные; по
содержанию: обзорные, монографические, тематические (исторические, военно-исторические,
литературные, искусствоведческие. Экологические и др.). Дидактический принцип построения
экскурсии. Классификация методических приёмов (методические приёмы показа: приём
предварительного осмотра, приём панорамного показа, приём зрительного сравнения и т.д.);
техника ведения экскурсии: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из
автобуса, расстановка группы у объекта, передвижение экскурсантов, место экскурсовода,
ответы на вопросы экскурсантов. Алгоритм подготовки экскурсии: выбор темы, разработка на
маршруте, сбор материала, работа с краеведческой, справочной литературой, энциклопедиями,
картографическим материалом; обход или объезд маршрута, выбор наиболее удобных и
безопасных точек показа. Техника ведения экскурсии. Передвижение на маршруте, способы
цитирования.
Практика: Проведение фрагментов экскурсии. Передвижение участников экскурсии по
разработанным маршрутам. Экскурсоводческий тренинг.
3. Требования к профессии: язык экскурсии, культура речи (22 часа)
Теория: требования к профессии. Профессия и специальность. Личность
экскурсовода. Социальные способности как условия успешности экскурсовода
(конструктивные,
организаторские,
коммуникативные,
аналитические).
Роль
темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Индивидуальность экскурсовода.
Экскурсоводческое мастерство, знания и умения экскурсовода. Эрудиция экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода (внешняя речь, стиль языка). Языковая
культура (коммуникативная культура речи, психологическая культура речи, точность и
чистота речи). Недостатки речи и их преодоле6ние в деятельности экскурсовода.
Классификация текстов, используемых в показе (реконструирующие, побудительные,
эмоциональные). Мимика экскурсовода, манеры экскурсовода.
Практика: работа учащихся с журналом «Мир экскурсий», подготовка сообщений
об известных экскурсоводах города. Микроконкурс ораторского мастерства по заданной
педагогом теме.
4. Отработка экскурсоводческих навыков и методических приёмов.
Практика: отработка навыков и методических приёмов (показа объекта, его
описания: использование интерактивных приёмов в работе с экскурсантами; образности
при рассказе и показе, коммуникативной культуры).
5. Экскурсоводческий практикум.
Практика: подбор литературы, разработка и утверждение маршрута для проведения
виртуальных экскурсий по городу на выбор учащихся. Представление учащимися
фрагментов экскурсий и обсуждение их.
6. Обсуждение и утверждение тем экскурсий в соответствии с темой музейной
экспозиции.
Практика: выбор, обсуждение и утверждение тем экскурсий. Составление портфолио
по материалам экскурсии. Представление учащимися экскурсии.
7. Обсуждение фрагментов экскурсий, подготовленных учащимися. Работа над
стилем и речью юных экскурсоводов.
Практика: обсуждение экскурсий, представленных учащимися. Работа над стилем и
речью юного экскурсовода. Устные микрорецензии на представленные экскурсии.
8. Предзащита экскурсий.
Практика: защита экскурсий в школьном музее.
9. Экскурсоводческий практикум. Проведение экскурсий для учащихся.
Практика: проведение авторских экскурсий для слушателей, оформление текста
экскурсии, методических указаний к ней.

Содержание модуля «Актёрское мастерство»
1. Введение в предмет, специфика театрального искусства.
Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство
коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез
творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.
2. Работа актера над собой
Теория: Погружение в творчество. Развитие фантазии и воображения. Развитие памяти и
внимания.
Практика: Игры на настройку слухового внимания, зрительного внимания, ритмическая
настройка. Упражнения на развитие навыков свободного самочувствия в условиях сцены.
Выполнение упражнений «Обыграй стул», «Обыграй позу», «Я - растение, насекомое,
животное» и др. Выполнение упражнений «Послушаем тишину», «Воробьи и вороны»,
«Найди 5 отличий» и др. Начало работы с этюдами
3. Первоначальные основы актерского мастерства
Теория: Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная
партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания,
позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.
Практика: Работа над этюдами «Я - предмет», «Я - животное», «Я в предлагаемых
обстоятельствах».
4. Мышечная свобода
Теория: Для чего актёр должен уметь управлять своим телом. Понятия «зажим»,
«мышечная свобода». Пути достижения мышечной свободы и правила проведения
упражнений на снятие мышечного зажима.
Практика: тренинг-разминка для подготовки психофизического и дыхательного аппарата
к работе, упражнения на мышечное освобождение: «Волна в круге», «Марионетки»,
«Тень», «Свечка» и др.
5. Сценическая задача и чувство
Теория: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной
определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения,
возникающие
в
результате
столкновения
задачи
и
противодействия.
Практика: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю»,
«Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.
6. «Я – артист» (участие в постановочной работе)
Теория: Читка сценария. Распределение ролей.
Практика: Репетиции отчетно-показательной программы (показательное занятие, игровая
программа, инсценировка стихотворений, этюдов и др.).
7. Постановка этюдов
Репетиции, читка по ролям, индивидуальная работа с участниками этюдов.
Методическое обеспечение
Программа модифицированная. В своей теоретической основе программа опирается на
«Родиноведение» Салаховой Н.В., адаптированное к условиям объединения. В программе
учитывается многолетний практический опыт педагога в области экскурсионной
деятельности.
Реализация программы осуществляется в следовании следующим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на
формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с
определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при
соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на
всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
- решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания,
актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при
определении сущности изучаемого предмета;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе
с источниками справочной литературой и ученические исследования.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов
поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности,
уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты,
умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки,
самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с учащимися и их родителями (о помощи родителей в
подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной
подготовке обучающихся и так далее).
4. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для
определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
5. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия:
встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
6. Очно-заочные викторины «Мой Калужский край». Темы викторин: «Калуга
древняя», «Архитектура Калуги», «Писатели Калужского края».
Материально-техническое обеспечение
- помещение школьного музея;
- компьютер, выход в интернет;
- презентации разной тематики;
- исторические костюмы;
- мультимедийный проектор;
- видеофильмы о разных музеях
Список литературы
1. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея. 1993
2. Малинин Д.И.. Калуга. Опыт исторического путеводителя. Калуга: Золотая аллея, 1992
3. Фридгельм Е. Калуга и калужане. Калуга: Золотая аллея, 1998
4. Маркина И.В. Воскресенская вчера, сегодня, завтра… Калуга, 2016.
5. Калуга в шести веках. Материалы городской краеведческой конференции, 2912.
6. Сказки о русских художниках. М.: Белый город. 2012г.
7. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: Искусство.1993 г.
8. Фехнер М.А. Калуга-Боровск. М: Искусство,1978.
9. Днепровский-Обелиани А.С. Калуга деревянная. Калуга: Издательство Фридгельм, 2013
10. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Учеб. пособие. Минск: Изд-во
«Университетское», 1988.
Литература для детей и родителей
1. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея. 1993г.
2. Малинин Д.И.. Калуга. Опыт исторического путеводителя. Калуга: Золотая аллея,1992.
3. Фридгельм Е. Калуга и калужане. Калуга: Золотая аллея, 1998 г.
4. Маркина И.В. Воскресенская вчера, сегодня, завтра… Калуга, 2016 г.
5.Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках. М.: Белый город,2007г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».