Социально-гуманитарная направленность В мире права

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12 города Калуги»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Приказом

педагогического совета

директора школы № 76/01-02

протокол № 1

от 28.08.2020г.

от 28.08.2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«В мире права»

Составитель : Казак Анжелика Анатольевна
Должность : социальный педагог

Продолжительность освоения программы: 1 год (72 часа)
Возраст учащихся: 11-14 лет

Калуга, 2020г.

Паспорт программы
Полное наименование программы
Составитель программы
Адрес реализации программы
(адрес школы и телефон )
Вид программы
Направленность программы
Вид деятельности

«В мире права»
Казак Анжелика Анатольевна,
социальный педагог
МБОУ «СОШ № 12» г. Калуги
Калуга, ул.Молодежная, д.5
(84842554413)
модифицированная
Социально-гуманитарная
Информационно-познавательная

Срок реализации

1год

Возраст учащихся

11-14 лет

Форма реализации программы

групповая

Форма организации
образовательной деятельности
Название объединения

Тематические беседы, диспуты,
экскурсии,
круглые столы, показательные
презентации .
Кружок «В мире права»

Раздел 1 . Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных
изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между
государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в
реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться
к требованиям социума. Без знания своих прав, обязанностей, законодательных актов
невозможно ориентироваться в современной жизни.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой
действительности,
организации правового обучения и юридической практики
государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой,

вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление
правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к
действующему праву.
Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры
обучающихся, умений их применить на практике, навыков с убежденностью.
Данная программа способствует формированию гражданина, интегрированного в
современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Это
определяет ее гражданско-правовую направленность.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Вид деятельности : информационно- познавательная.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что ознакомление и изучение основных законов РФ, нормативных актов способствует
формированию знаний, умений и навыков учащихся школы по праву и гражданскоправовой ответственности.
Актуальность:
Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно
актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое изучение позволит
поднять престиж права и воспитать уважение к закону у учеников, позволит создать
условия для развития гражданской и правовой активности и в школе, и в обществе. Для
правовой грамотности необходимо организовать изучение права на всех уровнях
воспитательно-образовательных учреждений; расширять информирование населения о
законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к
юридической информации.
Школьник, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет
ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем
по курсу «Обществознания» в старшей школе.
Новизна:
Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач
правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек
обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок
начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в
тех или иных ситуациях.
Педагогическая целесообразность: Данная программа включают в себя теоретические
и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети
знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При
проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные
обучающие программы. Интересными занятия кружка позволяют сделать игровые
ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения в равной мере способствует как
приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых
качеств личности. Кроме этого правовые игры и решение проблемных ситуаций
закрепляют и углубляют знания по обществознанию, развивают мышление, память,
воображение, расширяют кругозор.
Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям,
развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и

анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и
раскрывают индивидуальные особенности ребенка.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем
является воспитание подрастающего поколения. Воспитать гражданина, способного
понимать, что порядок, необходимый в нашей стране, может быть только порядком,
основанным на знании и соблюдении норм права. Правовое образование является
залогом предупреждения совершения подростками правонарушений, осознанности своих
поступков.
Знание законов поможет скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям
социума. Сегодня образовательная организация может многое сделать для того, чтобы
общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение
человека: формировали у подростков чувство собственного достоинства, способность
сопротивляться жестокости, безнравственности и проявлять толерантность.
Данная программа позволяет знакомиться с:
• Конституцией РФ, законами РФ,
• правовыми нормативными документами
соблюдению прав человека,

международного права, по

• судебными органами РФ,
• правозащитными органами и организациями в РФ
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся школьного возраста. В школьном возрасте
происходит интенсивное развитие, интенсивно развиваются моральные силы человека,
формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит
становление мировоззрения.
На развитие личности у подростков
решающее влияние оказывает изменение
положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений, в социуме.
Деятельность школьника-подростка в основном учебная и ограничена рамками школы.
Влияет на подростка и общественная деятельность, проводимая в учебном заведении , она
обычно носит внутришкольный характер.
Возраст учащихся: 11 -14 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы: 72 часа
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная, групповая
Режим занятий: 72 часа в год - 2 часа в неделю
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
Форма обучения: очная

Особенности набора: свободный
Форма образовательной деятельности: кружок
Вид группы: школьная
Состав группы: постоянный
Формы занятий:
1. По количеству участников:
- индивидуальные занятия (беседы, консультация)
- групповые
2. По методу обучения:
- устные беседы,
- экскурсия,
- викторины,
- презентации
- видеоматериалы
Цели и задачи
Цель программы: правовое просвещение школьников, формирование активной
жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности
несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в школе.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
- освоение школьниками основных принципов правовых норм;
- выработка правильной правовой ориентации;
-

приобретение не только знаний основ законодательства, но и в
применить в практике;

умении их

- формирование правовой грамотности подрастающего поколения;
- формирование правовой компетентности гражданина.
Воспитательные:
- формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных
интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
- формирование активной жизненной позиции;
- воспитание правовой культуры поведения;
- формирование глубокого уважения к праву, потребность в соблюдении закона;
- социализация личности школьника.

Развивающие:
- развитие способности к анализу правовых норм;
- формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие коммуникативные навыки общения.
Содержание программы
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела. Темы

Кол-во часов
Всего
Теория

Раздел 1.
ВВЕДЕНИЕ.Понятие права.
1.1. История права. Права
1
1
человека.
1.2. Защита прав человека. Как
1
1
защитить свои права? Анкетаопросник.
1.3.Конвенция
о
правах
1
1
ребенка.
1.4. Всеобщая декларация прав
1
1
человека и гражданина.
1.5. Государственные органы,
1
1
стоящие на страже охраны прав
и
законных
интересов
человека в РФ.
Раздел 2.
КОНСТИТУЦИЯ – основной закон РФ
2. Конституция России.1993 г.
1
1
2.1. Права и обязанности.
2
2
2.2.Ценность жизни.
1
1
2.3. Понятие собственности.
1
1
2.4.
Понятие
«личная
2
1
неприкосновенность» .
2.5. Нравственная свобода и
1
1
неприкосновенность .
2.6.Охрана прав о частной
1
1
жизни,
хранение
и
распространение
информации.
3.Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
3.1 Федеральный закон "Об
2
1
образовании в Российской
Федерации". Ст. 43
3.2.Участники
3
1
общеобразовательного

Практика

1

1

2

процесса. Устав школы.
3.3.Правонарушения
и
2
нарушения Устава в учебном
заведении.
Ответственнсть
учащихся.
3.4.Школьная
социально2
психологическая служба.
4.Информационная безопасность.
Понятие информационной безопасности.
4.1.Закон
о персональных
1
данных в РФ.
4.2. Неразглашение личной
2
информации. Что является
личной
персональной
информацией?
4.3.
Предупреждение
2
правонарушений.
Виды
противоправных
проступков.
4.4. Разглашение
личных
2
персональных
данных
в
интернете, в социальных
сетях. Клевета.
5. Административный кодекс РФ
5.1. Что такое правонарушение?
2
Письменный опрос –анкета.
5.2.
Административная
3
ответственность. (анкета)
5.
3.Понятие
3
«правонарушение».
5.4.Виды правонарушений.
4
5.5.Ответственность
4
подростков.
5.6.Ответственность
1
родителей.
5.7.Административная
4
ответственность
и
виды
наказаний.
5.8.Гос.органы
4
рассматривающие
правонарушения подростков.
5.9.Диагностический опрос по
2
теме.
Закрепление материала.
6. Уголовный кодекс
6.1.Уголовный Кодекс РФ
3
Анкета «Преступление»
6.2.Правонарушение
и
3
преступление.
Схожесть и различие понятий.
6.3. Как не стать жертвой
2

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2
2

2
2

1
2

2

2

2

2

1
1

2
2

2

преступления? Игра-тренинг.
6.4.Уголовная ответственность
подростков по УК РФ.
7. Экскурсии
Музей УМВД
Калужской
области, ЦВИНП, ПДН.
Итого

3

1

2

4

4
72

36

36

Планируемые результаты.
- снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;
- воспитание сознательных, грамотных и активных граждан;
- компетентных
руководителям ;

организаторов, способных

оказанию правовой помощи

классным

- организаторов правовых диспутов, круглых столов, тренингов;
-сознательному систематическому правовому участию в
общественной жизни
(разработка и оформление правовых стендов, подготовка и проведение презентаций,
видео-материалов)
По окончании учащийся должен знать:
- содержание прав и свобод человека и гражданина;
- понятие основных законов РФ;
- понятие и принципы правосудия;
- правовую ответственность несовершеннолетних и их родителей;
- органы и способы защиты прав человека;
- государственные органы, рассматривающие правонарушения подростков;
По окончании учащийся должен уметь:
- использовать и применять на практике правовые знания, находить пути разрешения
конфликтов;
- анализировать и использовать правовые документы;
- анализировать жизненные ситуации с точки зрения правовых норм;
- уметь пользоваться правыми механизмами для защиты своих прав.
Литература для учащихся:
1. Конституция РФ 1993г.- 52 стр.
2.Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
3.Всеобщая декларация прав человека и гражданина -М.2009г.

4.ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- М. « Кодекс»
2009г
6.Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г.
7.Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г.
8.Уголовный кодекс Российской Федерации – М.» , 2008г.- 302стр.
9.Федеральный закон "Об образовании» в Российской Федерации" 273-ФЗ.,2012г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.07.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 55-44-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».